На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 893 подписчика

Конфликт с Москвой. Лукашенко включает незалежніцкую риторику. Осторожно

Беларусь «и слева, и справа, и на Западе, и на Востоке, подвергнута серьезной ревизии на предмет суверенитета и независимости». Так заявил Александр Лукашенко новым назначенцам 15 января на мероприятии, которое официально именуется «решением кадровых вопросов». Такие поводы часто используются для политических речей на злобу дня.

В последние недели ключевой в риторике Лукашенко стала тема защиты суверенитета. Официальный лидер изъясняется патетично и метафорично: подчеркивает, что нас будут пробовать на зуб, обещает (причем вдруг в храме на Рождество), что «под плеткой мы больше никогда ходить не будем», и т.п.

Метафоры — ну, во-первых, это красиво. Во-вторых, можно замаскировать адресата, чтобы не дать лишнего повода для встречных обвинений.

Вот и сейчас — ради камуфляжа, видимости баланса, президент упомянул и о Западе. Хотя ежу понятно, что танковые орды НАТО синеокой республике не грозят.

А вот российские СМИ вовсю смакуют перспективу инкорпорации Беларуси под маркой «продвинутой» интеграции. То есть прочитали декабрьский «ультиматум Медведева» так же четко, как по горячим следам прочитал его Лукашенко: хотят мягко поглотить, забрать суверенитет за бочку нефти.

Найден стержень президентской кампании?

Поскольку очередное обострение с Москвой, — это всерьез и, вероятно, надолго, незалежніцкая риторика может стать для действующего главы государства фишкой грядущей президентской кампании (выборы должны пройти не позднее 30 августа 2020 года).

Во-первых, вопрос власти над страной реально волнует Лукашенко (интеграция по московскому сценарию — это конец его персоналистского режима), а значит, пафос в духе «никогда и ни за что» будет выглядеть искренне. Во многих других темах (забота о народе, благосостояние, борьба с коррупцией) бессменный президент исчерпал драйв, заездил пластинки, выглядит неубедительно.

Во-вторых, тезис «Родина в опасности» — один из самых универсальных, сильных, мобилизующих. Правители всех мастей используют его испокон веков, и часто с успехом. Это фактор сплочения вокруг вождя.

В-третьих, решается проблема предвыборного месседжа. Волшебная палочка Лукашенко сломалась, доходы электората почти не растут (статистика, правда, рисует всякие чудеса, но народ больше смотрит в свой кошелек). Так что лозунги про сильную и процветающую Беларусь, государство для народа и т.п. не катят.

А вот незалежніцкі дискурс, пиар-картина маслом «Гордая Беларусь против империи» поможет списать экономические трудности на происки жадной Москвы. Заодно официальный лидер обезоруживает внутренних политических противников, ведь и они всеми фибрами за независимость. А если начнут спекулировать на социалке — так ведь это Россия наш бюджет поджала! Круг замыкается.

Для ряда оппозиционных структур и персон это, кстати, тоже удобный вариант. На самом деле просто пороху нет, однако можно надувать щеки и говорить: конечно, к режиму много вопросов, но мы не хотим тут майдан устраивать, чтобы Путин на танке не приехал.

Доля сторонников инкорпорации — в пределах статистической погрешности

Да, и не нужно думать, что независимость волнует только Лукашенко и оппозиционеров. Даже в России трезвые комментаторы отмечают: белорусы хоть и говорят в основном по-русски, но в массе своей не особо рвутся под власть Москвы.

Конечно, кто-то тут может грезить о бо́льших окладах и пенсиях. Но в целом белорусские элиты четко понимают, что будут отодвинуты в сторону, причем не очень культурно. Это касается и управленцев, и бизнеса, и силовиков. Простой белорус тоже смекает, что жизнь в российской глубинке совсем не рай, зато пушечное мясо для горячих точек только подавай.

Как сообщили Naviny.by представители Белорусской аналитической мастерской (BAW, Варшава, руководитель Андрей Вардомацкий), в ходе национального опроса белорусов, проведенного BAW в сентябре 2018 года, при ответе на вопрос «Какими Вы бы хотели видеть отношения Беларуси и России?» вариант «Беларусь должна войти в Россию в качестве субъекта федерации» выбрали только 2,7%.

Наиболее же популярен вариант «Беларусь и Россия должны быть независимыми, но дружественными странами — с открытыми границами, без виз и таможен» — 75,1%.

Как видим, доля сторонников инкорпорации — в пределах статистической погрешности. Что вопиюще противоречит взгляду тех московских стратегов, которые привыкли всех русскоязычных по большому периметру своего государства автоматом относить к адептам «русского мира» и объектам потенциальной защиты от местных националистов.

Нарисовать разгул белорусских бандеровцев — дело техники

Тем временем некоторые российские СМИ сделали пробные выстрелы по картонным мишеням страшного белорусского национализма. В частности, зацепились за свежее заявление Партии БНФ и некий мутный видос про инцидент в минском метро.

Конфликт в метро, ролик о котором попал на YouTube, непонятно из-за чего и по чьей вине возник, у «героя» сюжета на лбу не написано, что он россиянин (разве что шапка на кубанку похожа), но на НТВ уже нагнетают:«Кто в страшном сне мог предсказать, что в столице Беларуси, в Минске, будут нападать на людей только потому, что они русские».

В одной фразе — нагромождение манипуляций. И понятно, что если будет дана отмашка, то нарисовать разгул белорусских бандеровцев для специалистов по «распятым мальчикам» будет делом техники.

На самом деле белорусский национализм — довольно травоядный. Лидер Партии БНФ Григорий Костусёв даже внешне — готовый типаж для пасторальных роликов о добрых белорусских пейзанах. Его даже на здешнее госТВ приглашают для видимости плюрализма, зная, что гость эфира в радикализм и русофобию не ударится.

Но российские пропагандисты наловчились подгонять под русофобию все, что не лезет в прокрустово ложе имперского концепта. БНФ призывает возрождать язык титульной нации — караул, русофобия! Ограничить (БНФ осторожно призвал всего лишь ограничить) вещание российских каналов, заменяя их контент национальным, — туши свет, бандеровщина!

Да что там БНФ: лояльного премьера Сергея Румаса, который возглавляет еще и федерацию футбола, уже сделали тайным покровителем мифических местных бандеровцев: мол, втихаря готовит из фанатов кровавых боевиков.

После того как в декабре Румас коротко выступил по-белорусски на церемонии «Звездный мяч — 2018», его окончательно причислили к «бандеровцам во власти». Дескать, готов сменить Лукашенко и вместе с министром иностранных дел Владимиром Макеем повести Беларусь под знаменем национализма по украинскому пути, прочь от России.

Пока этот бред генерируют в основном маргинальные ресурсы, но, как показывает опыт российско-украинского конфликта, подобный нарратив может в некий час «Ч» стать пропагандистским мейнстримом.

Страна остается подмороженной

Лукашенко осознает разрушительную термоядерную мощь московской пропаганды. Потому он камуфлирует свои пассажи на тему защиты суверенитета, уравновешивает их заявлениями о готовности обсуждать реализацию союзного договора 1999 года. Что нелогично, поскольку в документе прописано, по сути, поэтапное уничтожение суверенитета.

Но в том же договоре зафиксирован и формальный паритет: одна страна — один голос. Что дает возможность торпедировать любые нежелательные варианты «продвинутой» интеграции. Лукашенко наверняка надеется снова завалить единую валюту и прочие опасные проекты, как это уже было в начале 2000-х.

Кроме того, у Москвы, похоже, нет конкретной дорожной карты, а есть лишь желание прижучить союзничка. Нормальные эксперты твердят, что для единой валюты, например, нужно по целому ряду ключевых параметров синхронизировать экономики двух стран, а это в обозримой перспективе практически нереально.

В общем, толочь воду в ступе разные двусторонние рабочие группы по интеграции могут до посинения. Взять Беларусь голыми руками не получится. А брать неконвенциональным способом — рискованный вариант с большим букетом плохих последствий для Кремля.

Так что очередное обострение с большой долей вероятности закончится шатким промежуточным компромиссом. И настоящей информационной войны между Кремлем и Минском (в которой силы, конечно, страшно неравны) пока, скорее всего, не будет. Хотя покусывать белорусского руководителя, исподволь его дискредитировать российские СМИ в фоновом режиме продолжат.

При этом Лукашенко не настроен давать свободнее дышать отечественным негосударственным СМИ, развивать политический плюрализм и гражданское общество. Его незалежніцкая риторика своеобразна: меньше болтайте и больше вкалывайте. Она полностью укладывается в авторитарную персоналистскую модель правления и даже как бы ее оправдывает: мол, без жесточайшей дисциплины страну не удержим.

И в этом противоречие момента: ради сохранения модели личной власти лидер режима, по сути, сковывает общественный потенциал укрепления независимости, продолжает держать страну подмороженной.

Александр КЛАСКОВСКИЙ

Белорусский авторынок в 2018 году вырос в 1,5 раза

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх