На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 892 подписчика

У Москвы обновился повод встроить минский «Интеграл» в свою оборонную схему

Главной бедой российской оборонки считается отсутствие собственной элементно-компонентной базы (ЭКБ), которая лежит в основе электронных мозгов любой современной сложной военной техники.

Одной из основных проблем российской оборонной промышленности эксперты называют высокую зависимость от иностранных комплектующих. Доля западных электронных компонентов достаточно велика и в новейших российских вооружениях, о которых в начале марта, выступая с посланием, рассказал Владимир Путин.

Тогда, комментируя громкие заявления главы российского государства, многие аналитики заметили, что создать и успешно испытать образцы даже самого грозного оружия недостаточно. Не менее важно организовать технологический цикл изготовления — как готового образца, так и всех его компонентов.

Российской оборонке не хватает электронных мозгов

Главной бедой российской оборонки считается отсутствие собственной элементно-компонентной базы (ЭКБ), которая лежит в основе электронных мозгов любой современной сложной военной техники.

В постсоветский период такая электроника закупалась Россией в странах ЕС и НАТО, однако после введения Западом санкций на поставку ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) российский ОПК оказался в сложном положении.

Дело в том, что к космическим и военными микросхемам предъявляются повышенные требования. Они в первую очередь касаются надежности как самого кристалла, так и корпуса микросхемы, устойчивости к вибрации, перегрузкам и влажности; температурный диапазон работоспособности должен быть существенно шире, чем у изделий гражданского назначения.

Не менее важна стойкость таких изделий к поражающим факторам ядерного взрыва. И, наконец (если микросхема создается специально для космоса), — стабильность параметров по мере медленного набора суммарной дозы облучения и выживание после встречи с тяжелыми заряженными частицами космической радиации.

Импортозамещение по-российски

Наладить собственное производство ЭКБ специального назначения технически очень сложно, затратно и небыстро. Предвидя возможность западного эмбарго на поставку столь чувствительной для российской оборонки продукции, правительство РФ еще в 2007 году приняло федеральную программу «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы.

Главными разработчиками программы были назначены Министерство промышленности и энергетики и Минобороны. Объем финансирования программы составил 175,5 млрд российский рублей (по состоянию на 2007 год — порядка 7 млрд долларов). Ставилась цель обеспечить радиоэлектронные средства и системы российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня. Судя по результатам (вернее, их отсутствию), с этой задачей разработчики не справились.

Еще в 2014 году бывший глава холдинга «Роскосмос» Игорь Комаров отмечал: хотя российская промышленность, вроде бы, активно работала над программой импортозамещения, после 2015 года с электроникой у российской космонавтики (в том числе работающей на оборону) могут возникнуть проблемы.

Справедливость этих опасений вскоре подтвердил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, который тогда курировал оборонку. Выступая перед студентами в Омске, он признал, что микроэлектроника космического назначения — одна из двух болевых точек (вторая — станкостроение) современной российской экономики.

Рогозин не открыл Америки — на плачевную ситуацию с производством электронных микросхем космического и военного назначения в России задолго до этого указывали авторитетные эксперты.

Например, академик Российской академии космонавтики, член Федерации космонавтики России Александр Железняков говорил, что отсутствие в России собственной радиоэлектронной элементной базы ставит под вопрос возможность производства космических аппаратов, в частности, спутников (в том числе — разведывательных).

Неудачу российской программы замещения зарубежных электронных компонентов подтверждает и документ, который на днях появился в сети. Он проливает свет на использование импортной ЭКБ в блоках для инерциальных систем навигации ракетных комплексов «Искандер» и «Кинжал».

В документе упомянуты 133 позиции ЭКБ, большая часть из которых произведена американской компанией Analog Device. Эта компания признана ведущим мировым лидером в области проектирования и производства интегральных схем для обработки аналоговых, смешанных и цифровых сигналов. В документе также фигурируют японские и другие иностранные производители.

Таким образом, налицо факт провала программы развития ЭКБ и замещения российскими аналогами критически важных зарубежных компонентов вооружения, необходимых для обороноспособности России. А выделенные под программу 7 млрд долларов, похоже, освоены не по назначению.

В очередной раз подтвердилось мнение о том, что импортозамещение по-российски зачастую больше похоже на распил оборонного бюджета. Кстати, согласно обнародованной статистике Генпрокуратуры РФ в 2015 году в ОПК России было выявлено более 18,4 тыс. правонарушений, по материалам проверок возбуждено 244 уголовных дела.

Аппетитный белорусский «Интеграл»

Между тем, реальной альтернативой многим изделиям западной электроники являются изделия минского «Интеграла», в цехах которого микросхемы для космической и оборонной промышленности создавались еще в советские времена.

Так, интегральные схемы особой радиационной стойкости для первого советского лунохода были разработаны и произведены еще в конце 1960-х годов, электронные блоки для космического комплекса «Энергия-Буран» — в середине 1980-х.

После распада СССР технологии не утеряны. В 2005 году была разработана сверхбольшая интегральная схема (СБИС) для оптической аппаратуры спутника «БелКА», позволяющая различать объекты размером до двух метров. Теперь на «Интеграле» создают СБИС для камер еще большего разрешения.

Поэтому вполне объясним интерес российской стороны к совместным с белорусами проектам в данной области. Например, до сих пор не снят с повестки дня вопрос об объединении «Интеграла» c компанией «Росэлектроника». В свое время он был включен в пятерку важнейших совместных проектов двух стран, но до их реализации так и не дошло.

В феврале этого года вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил журналистам, что Беларусь предложила России четыре новых совместных проекта в сфере промышленности. Они предусматривают интеграцию МАЗа и ГАЗа, «Пеленга» с «Роскосмосом», «Интеграла» с «Росэлектроникой», а также проект с участием «Гродно Азота».

На самом «Интеграле» идею интеграции с «Росэлектроникой» оценивают довольно скептически. Там предпочли бы вертикальную интеграцию с одним из крупных оборонных и/или космических холдингов-потребителей своей продукции — таких как «Роскосмос», «Алмаз-Антей» или «Росатом».

В то же время, альтернативы российскому вектору у «Интеграла» фактически пока нет. Изначально производство белорусского предприятия было заточено под военные и космические нужды СССР, а 75% бывшего союзного оборонно-промышленного комплекса досталось России. Сегодня продукция «Интеграла» поставляется в 27 стран, но крупнейшим потребителем остается Российская Федерация.

Александр АЛЕСИН

Причин для снижения цен на бензин на заправках нет

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх