На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 889 подписчиков

Москва пытается, пользуясь экономической слабостью Минска, нажать на него по политическим и военно-стратегическим вопросам

Почему России не нравятся последние шаги Минска - безвизовый въезд для туристов и миграционные центры? Почему Александр Лукашенко был вынужден назвать заявления российской стороны "стонами и воплями"? О каком состоянии отношений между Минском и Москвой свидетельствуют эти заявления?

На эти и другие вопросы в передаче "Экспертиза Свободы" отвечают аналитики Павлюк Быковский и Андрей Поротников. Ведет передачу Виталий Цыганков.

Цыганков: Александр Лукашенко заявил об отсутствии рисков для Беларуси и соседних стран от введения Беларусью безвизового въезда на срок до пяти суток для граждан 80 государств.

Он довольно резко высказался о некоторых реакциях в России по поводу этого шага официального Минска, назвав их "стонами и воплями". Почему руководителю Беларуси пришлось настолько резко реагировать? Действительно ли эти две темы - безвизовый въезд и миграционные центры - могут стать точками столкновения в отношениях Минска и Москвы?

Поротников: Я считаю, что эти темы станут точками информационной войны. Что касается миграционных центров, то следует вспомнить, что первый из них был построен несколько лет назад в Бресте, - и тогда никаких проблем и вопросов у России это не вызвало.

Эти высказывания Лукашенко, безусловно, эмоциональны, и они свидетельствуют о том, что уровень белорусско-российского политического диалога сейчас настолько низок, что не просматривается даже возможность его улучшения. Соответственно, Лукашенко решил не подбирать слова и сказал, что называется, "от сердца и от души".

b]Цыганков: Да, можно здесь привести следующие слова Лукашенко: "Все, о чем мы договаривались, мы свято соблюдаем. Если Россия озаботилась, то я всегда говорю: дай Бог вам нести на границе службу так качественно, как это организовано в белорусских пограничных войсках. Им еще очень далеко до того уровня контроля на границах, который имеет Беларусь". Павлюк, имеют ли претензии России чисто идеологический грунт или эти придиоки имеют какие-то формально-юридические основания?[/b]

Быковский: Это просто используется как один из аргументов в политике, причем суть аргумента никого не интересует, потому что это просто такие "фантики", которыми кормят публику. Пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик довольно остроумно ответил на высказывание российского министра иностранных дел Лаврова по поводу проектов построения центра для мигрантов. Мирончик обратил внимание, что Россия сама такие центры построила, и гораздо раньше. И что Россия имеет соглашение с Евросоюзом по реадмиссии, которого пока не имеет Беларусь. Все это вместе не вызвало возражений в Беларуси. Почему же тогда российская сторона имеет претензии к Минску, когда тот делает все по примеру своего партнера?
Это все попытки ущипнуть Беларусь, причем это делается на той волне, которая уже наблюдается достаточно продолжительное время. Белорусский институт стратегических исследований, который пытается подсчитать, как с какими странами у нас строятся отношения, впервые поставил "минус 1" динамике отношений с Россией. И пока этот вектор не изменится, скорее всего, такие попытки ущипнуть будут продолжаться.


Цыганков: И если с Россией растут "минусы"», то с Европой растут "плюсы".

Быковский: Да, это свидетельствует о динамике. Но, естественно, это не означает, что отношения с Европой у Минске лучше отношения с Россией.

Цыганков: Миграционные центры, о которых вы говорили, - это одно. Однако, возможно, безвизовый въезд иностранцев - это другая тема. Возможно, здесь у Москвы есть формальные претензии: мол, иностранные граждане въедут в Беларусь без виз и потом могут незаконно въехать в Россию, так как между странами нет пограничного контроля.

Быковский: Россия также позволяет отдельным странам безвизовый въезд на свою территорию. Есть договоренности в рамках различных интеграционных структур, согласно которым Беларусь часть своего суверенитета отдала наднациональным органам. Среди прочего - это общая внешняя граница.

Например, ранее Беларусь уже предоставляла безвизовый въезд на определенные спортивные мероприятия, работает соглашение о малом приграничном движении с Латвией. И это ни у кого не вызвало никаких возражений. 

Я думаю, что история с аэропортами, где начали осуществлять паспортный контроль на белорусских рейсах в Москве - это попытки поднять уровень конфликта.

Цыганков: Последние шаги официального Минска объективно злят Москву? Или просто отношения сейчас на таком уровне, что Кремль цепляется к самым невинным шагам Минска?

Поротников: Я думаю, именно второе. Вопрос не в неком геополитическом развороте или построении Минском отношений с Евросоюзом. Тем более, что эти отношения находятся на очень низком уровне - значительно ниже, чем, например, имеет с Европой Россия, Армения или Казахстан.

Просто сейчас Москва пытается, пользуясь экономической слабостью Минске, нажать на него по политическим и военно-стратегическим вопросам. А тема - только предлог.

Цыганков: Нажать для чего? Для достижения каких целей?

Поротников: Давайте вспомним, что Александр Лукашенко до сих пор остается наиболее популярным зарубежным политиком в России. Эти накаты имеют целью в том числе и разбить эту популярность, чтобы потом иметь возможность и внутреннюю легитимность перейти к более жесткому давлению на Лукашенко.

Второй момент - создавая такие конфликты на пустом месте, Москва может получить психологическую возможность списать экономические проблемы Беларуси на белорусское руководство. Минск теперь должен выплатить около 5 миллиардов долларов государственных долгов. Таких денег в стране нет.

Вступив в ЕврАзЭС, белорусские власти имели стратегическую цель получить доступ на рынок продукции, доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и расчитывали на финансовую поддержку со стороны Москвы. Но сейчас в Кремле могут сказать: вы не идете нам навстречу, почему мы должны вам помогать? И СМИ начнут доносить до белорусов мнение, что экономические проблемы в Беларуси случились именно потому, что Лукашенко не договорился с Путиным, выступил против России.

Цыганков: Почему Россия повышает уровень конфликтности в отношениях с Беларусью? Павлюк, ваша версия?

Быковский: Отношения перестают быть эксклюзивными, перестают быть серьезными. Москва постоянно предлагает Минску - вы подпишите этот договор, и тогда вы получите, что хотели. Потом оказывается, что белорусская сторона либо не может подписать этот договор, либо не получает обещанное. Набирается груз конфликтов.

Виталий Цыганков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх