На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 876 подписчиков

Является ли белорусская экономика социально ориентированной?

Официальное название белорусской экономической модели — «социально ориентированная рыночная экономика». Звучит очень похоже на названия экономической модели Германии и Польши «социальная рыночная экономика». Однако модели эти принципиально различаются.

Основу экономики в Германии и Польше составляют частные предприятия, которые несут экономическую ответственность за результаты своей деятельности.

Частный сектор, работающий в конкурентных условиях, платит налоги. Эти средства государство использует, помимо прочего, на социальную защиту. Кстати, в бюджете Германии на эти цели заложено более 55%.

Эти средства выплачиваются в основном в виде пособий, как говорят, «живыми деньгами» конкретным людям, гражданам и не только (поэтому именно Германия столь привлекательна для мигрантов из Азии). В современной Германии все чаще можно услышать голоса экономистов и политиков, которые считают, что экономика Германии даже чересчур социально ориентирована, что соцпомощь получают слишком широкие общественные группы, значительная часть которых в состоянии заработать эти самые деньги и нарастить добавленную стоимость в экономике.

В Беларуси доля реально частного сектора в ВВП не превышает 30%. Основу экономики составляют государственные предприятия, управляемые чиновниками. В значительной части эти предприятия является убыточными (на начало 2016 года — свыше 20%). Причем, к убыточным относятся и крупнейшие машиностроительные предприятия. Значительная часть остальных относится к низкорентабельным.

Государство крупные средства из бюджета направляет на поддержку убыточных и низкорентабельных предприятий.

Таким образом, собранные со всех налоги расходуются на поддержку неэффективных предприятий.

Согласно данным статистического ежегодника Беларуси 2015 года, расходы консолидированного бюджета Беларуси за 2014 год составили около 211,1 трлн рублей. Из них на общегосударственную деятельность потрачено 47,5 трлн рублей, на национальную экономику — 33,5 трлн рублей (15,8%, что почти в три раза больше, чем доля расходов на национальную экономику в Германии), на социальную политику — только 17,1 трлн рублей (8,1%, в семь раз меньше, чем в Германии). Еще 17,3 трлн рублей пошло на ЖКХ и жилищное строительство, но эти деньги достались соответствующим предприятиям, а не напрямую населению. Кстати, дотации ЖКХ уже давно можно было бы передать потребителям этих услуг, что, помимо возможности выбора для потребителей, значительно повысило бы эффективность работы ЖКХ.

Расходы на здравоохранение (29,6 трлн рублей) и образование (36,8 трлн рублей) сильно распылены, поскольку заработная плата учителей и медицинского персонала очень низкая, соответственно 69% и 76% от среднереспубликанского уровня. В Беларуси имеет место и внебюджетное перераспределение, но здесь мало что можно сказать в виду нехватки открытых данных.

Таким образом, белорусская экономика в значительной степени ориентирована на саму себя и на обеспечение так называемой общегосударственной деятельности. За счет всего общества поддерживаются неэффективные государственные предприятия, а на социальную защиту и социальную сферу остается немного. В умах принимающих решения в Беларуси людей еще с советских времен господствует идея, скорее даже миф о том, что государственная экономика работает на весь народ. Опыт Советского Союза, и не только его, показывает, что такая экономика со временем все больше и больше проедает саму себя и соответственно все меньше выдает качественных конечных товаров и услуг для потребителей.

По-настоящему социальное рыночное хозяйство, являющееся, по словам Альфреда Мюллера-Армака, «сочетанием свободы рынка с социальной защитой», основано на частных предприятиях, имеющих экономическую свободу, уравновешенную экономической ответственностью. За счет налогов с доходов хорошо работающей экономики государство поддерживает конкретные домохозяйства преимущественно «живыми деньгами», что является наиболее эффективной формой социальной защиты и поддержки.

Сергей Лебецкий

Ссылка на первоисточник
наверх