Первая половина 2020 года ознаменовалась чередой вызовов, ставших своего рода проверкой на прочность как для международного сообщества и его институтов в целом, так и для отдельных государств. Однако именно эпидемия COVID-19 с ее галопирующим темпом распространения и не поддающейся достоверному прогнозированию динамикой развития оказала наиболее сильное влияние на политическую и социально-экономическую реальность в ряде стран и регионов.
И хотя, по официальным данным ВОЗ, пик пандемии еще только ожидает нас впереди, отдельные ее последствия уже ощутимо изменили нашу жизнь, а многим еще только предстоит проявиться.Одним из таких последствий может стать усиление или, наоборот, ослабление позиций правящей элиты в странах с наиболее сложной эпидемиологической ситуацией, в зависимости от того, насколько эффективной та или иная государственная система показала себя в борьбе с COVID-19. Так правительства, которые показали высокий уровень компетенции и смогли не только оперативно взять эпидемиологическую ситуацию под контроль, но и поддержать население и создать все необходимые условия для полноценного функционирования экономики в период пандемии, могут рассчитывать на рост доверия и поддержку со стороны граждан. Для стран же со слабым и неэффективным управлением противостояние COVID-19 и его последствиям окажется неподъемной задачей, а сама эпидемия, подобно лакмусовой бумажке, выявит все погрешности и слабые места в государственном аппарате. А, как говорится, где тонко, там и рвется.
Сложнее всего в данных обстоятельствах придется политическим силам и лидерам, пришедшим к власти на волне общественных и политических потрясений и в настоящее время держащимся на плаву не столько за счет успешных решений, сколько за счет остаточной эйфории избирателя. А так называемые "персонажи", яркими примерами которых являются имиджевые политики вроде премьер-министра Армении Никола Пашиняна или президента Украины Владимира Зеленского, рискуют окончательно потерять поддержку электората, если не смогут найти баланс между решением старых проблем и преодолением новых вызовов. Ведь ни для кого не секрет, что всякий вирус не только сам наносит ущерб организму, но и обостряет хронические недуги.
Так, по данным актуального социсследования Caucasus Research Resource Center (CRRC) - Armenia, процент граждан Армении, недовольных отсутствием прогресса в таких направлениях, как борьба с бедностью и безработицей, борьба с коррупцией и реформирование социальной сферы, значительно возрос на фоне пандемии. В топе проблем по-прежнему остаются незатухающий конфликт в Нагорном Карабахе, политическая нестабильность, социальное неравенство и отсутствие ясных перспектив развития. 64% жителей Еревана считают, что правительство не предприняло достаточно мер для поддержки бизнеса и людей во время пандемии. 57% уверены, что Армения в принципе движется в неправильном направлении. При этом больше половины жителей всей страны не верят в возможность улучшений, а 18% и вовсе считают, что смена власти - это единственный способ изменить ситуацию. По результатам опроса Gallup International, первое значительное падение рейтингов Пашиняна и его правительства было зафиксировано еще весной 2019 года и с тех пор эти показатели неуклонно снижаются. Такими темпами столкновение с последствиями пандемии может окончательно погасить послереволюционную инерцию и поставить "премьера Бархатной революции" в опасное положение.
Похожим образом ситуация развивается и в Украине, которая также оказалась не готова встречать эпидемию коронавируса. На фоне вызванного пандемией экономического кризиса рейтинг Владимира Зеленского и его партии "Слуга народа" сократился более чем вдвое. По данным соцопроса, проведенного Центром Разумкова, в июне 2020 года за действующего президента проголосовали бы лишь 25,3%, а за "Слугу народа" - 20,5% украинцев. Доверие граждан к президенту-персонажу также сильно упало: согласно проведенному в июне опросу Украинского института социальных исследований имени Александра Яременко, около половины украинцев больше не доверяют или скорее не доверяют Зеленскому. Безусловное доверие к главе государства выразили лишь 13% респондентов. Для сравнения, еще в феврале рейтинг доверия президента составлял 49,4% опрошенных. Согласно исследованиям, наиболее резкое падение рейтинга произошло именно в период карантина. По мнению социологов, неоправданно жесткие и в то же время малоэффективные меры, принятые правительством для сдерживания пандемии, привели к резкому росту безработицы и падению уровня жизни в стране. Многие граждане потеряли значительную часть дохода, людям приходилось использовать накопления и продавать недвижимость, чтобы кормить свои семьи. При этом число зараженных и летальных исходов продолжало расти. В совокупности с обострением уже имевшихся в стране противоречий это привело к разочарованию со стороны избирателей и усилению оппозиционных настроений. Сам же Зеленский подрастерял свое экранное очарование и окончательно разошелся с сериальным образом Голобородько в глазах электората. Народная эйфория развеялась.
Сложившаяся ситуация отчетливо показала, насколько в действительности зыбки властные позиции имиджевых политиков, как сильно легитимность их власти зависит от персонального рейтинга и насколько уязвимы подобные эйфорические режимы, построенные на популизме и больших ожиданиях, перед новыми вызовами и кризисами. В случае Армении и Украины, внезапная эпидемия выбила последние сваи из-под действующих политических институтов и фактически перевернула политическую реальность в стране с ног на голову, открыв путь во власть, как новым персоналиям, так и старым, хорошо знакомым избирателю управленцам, в том числе и ранее отвергнутым. Решатся ли эти страны на очередной перелом системы или же выберут откат к более раннему состоянию - вопрос усталости электората. Однако сами изменения - лишь вопрос времени.