Позиции президента Сооронбая Жээнбекова в Кыргызстане пошатнулись настолько, что он ищет опору среди наркобаронов с погонами ГКНБ, выводя их на государственный уровень. В ноябре 2019 года бывший глава ГКНБ по Баткенской области Талантбек Салиев был назначен первым замглавы ведомства. Он же, по сведениям наших источников, осуществлял руководство операцией по задержанию бывшего главы государства Алмазбека Атамбаева и получил ранение.
Согласно данным международных наблюдательных групп, Баткенская область последнее десятилетие является ключевым звеном в трафике афганского героина, а местные руководители ГКНБ являются "смотрящими" за крупными денежными потоками. Теперь представитель этого могущественного клана поднят до самой вершины республиканской бюрократии и задействован в государственных операциях особой важности.Баткенский наркотрафик
Согласно международным отчетам, главные маршруты афганского наркотрафика проходят через юг Кыргызстана. Выделяется "согдийское направление" по шоссейным дорогам из таджикского города Худжанд в Баткенскую область Киргизии и далее в Ош. Другое направление -"баткенское" проходит по горным тропам из Джергатальского района Таджикистана в Баткенскую область. Сходясь в Баткенской области, эти маршруты ведут в Ошскую область, откуда потом через Джалал-Абадскую область наркотики переправляются на север Киргизии - в Таласскую и Чуйские области. И уже отсюда поток идет в Казахстан, а далее в Россию и страны Евросоюза.
Правоохранительные органы регулярно отчитываются о задержании накрокурьеров, но в этих отчетах прослеживается главная тенденция - борьба ведется с рядовыми "солдатами" наркотрафика, а не с его баронами. А значит, борьба идет не с самим наркотрафиком, а внутри него - в виде конкуренции за контроль над денежным потоком. По оценкам экспертов, объем изъятых наркотиков не превышает 10 процентов от наркотрафика, зато составляет базу для победных реляций правоохранителей, за которыми следуют ордена, звания и должности. Но нужно понимать, что "Баткенский клан" в ГКНБ стал одним из самых могущественных не из-за очковтирательства начальству, ему удалось достичь значительно более осязаемого результата - сконцентрировать в своих руках денежные потоки и направить их наверх, купив таким образом лояльность в президентском окружении.
В 2018 году правоохранительные органы Кыргызстана из незаконного оборота изъяли более 16 тонн наркотических средств. Значит, не меньше 150 тонн наркотиков прошло через республику, и здесь вырисовывается объем финансового потока, если вспомнить, что килограмм героина в Афганистане стоит 1500 долларов, а в Европе - около 50 тысяч долларов.
Аморальный аспект
Долгое время перед организаторами наркотрафика из высоких кабинетов не стояло серьезного нравственного выбора. Наркотики уходили в Европу, где их потребляли люди не нашей культуры, и это было их выбором. А для бедной и обиженной Киргизии это был способ подняться с колен (если не всей страной, то отдельным ее представителям). Однако главное свойство наркотрафика - заражать все вокруг, и с начала 2000-ых в Кыргызстане началась эпидемия наркопотребления. Дешевый афганский героин вошел в жизнь молодых кыргызстанцев, и хоть государственные службы рапортуют о "стабилизации ситуации", в реальности мы понимаем, что наркостатистика в Кыргызстане работает в Бишкеке и отчасти нескольких крупных городах, остальная страна - черная дыра, где распыляется "хвост" опекаемого властями наркотрафика.
Ось Баткен-Ош
Талантбек Салиев сменил на посту первого замглавы ГКНБ Орозбека Опумбаева, который был повышен до главы ведомства. Салиев пришел на работу в Бишкек из Баткенской области, тогда как становление Опумбаева прошло в 2006 - 2010 годах на посту начальника управления ГКНБ по Ошской области. Два рукава киргизского наркотрафика тем самым соединились на самой вершине ведомства.
Вместо себя в Баткенской области Салиев оставил пока не слишком хорошо известного в республике "чекиста" Рустама Исакова. Таким образом, эта потаенная структура вытянулась от начальника погранзаставы, непосредственно следящего за передвижением наркокурьеров до самых высоких кабинетов в Бишкеке. Тот факт, что новые руководители ГКНБ Салиев и Опумбаев лично руководили операцией по задержанию Атамбаева только добавляет осмысленности происходящему. Как в американских фильмах, президенту Кыргызстана нужны "свои плохие парни", и он их получил.
Опасность потерять себя
Мы встречаемся с офицером ГКНБ в одном из кафе Бишкека. Разговор об обстановке в ведомстве получается честным, прямым. ГКНБ тридцать лет стоит на страже независимости Кыргызстана, в ведомстве сформировался костяк честных офицеров, работающих в горячих точках, на стыке интересов сверхдержав, в обстановке террористической угрозы. Но эта работа не приносит сверхприбыль, не дает доступа в кабинеты президентской администрации. Внутри ГКНБ долгое время шел и сегодня набрал полный ход процесс оккупации руководящих постов представителями сотрудниками, контролирующими наркотрафик и осуществляющими передачу прибыли "наверх".
В завершение просто приведем монолог нашего собеседника: "Дальше они будут покупать новые должности и ставить своих людей. Наркотики дают огромный денежный поток, который употребляется не только на личные траты, но и на лоббирование своих интересов. В результате, внутри ГКНБ вырастает могущественная наркомафия, прикрытая со всех сторон - погонами, деньгами и теперь еще замешанная в сомнительных операциях президента. Вопрос - что это несет для страны? Ответ - латиноамериканский путь, когда президент становится диктатором, а его окружение повязано на крови и грязных деньгах. Кыргызстан рискует потерять себя!"