Турецкие СМИ утверждают, что на территории Кыргызстана, вопреки двухсторонним соглашениям, укрываются члены организации FETÖ, которую Анкара считает террористической.
https://www.aydinlik.com.tr/kirgizistan-da-feto-yu-kim-koruyor-turkiye-kasim-2019-1
Кроме того, на ряде форумов появилась информация о вербовке зампреда ГКМБ Кыргызстана Жакыпбека Байымбетова спецслужбами Саудовской Аравии с целью обеспечения гюленистов надежным прикрытием на территории страны.
https://www.almatareed.org/vb/showthread.php?p=3307731#post3307731
Перевод содержательной части статьи с турецкого языка:
"Амир-полковник" рвется в генералы, а Киргизия - вон из тюркского мира
Прошли времена, когда идея тюркского единства играла решающую роль в политике Центральной Азии. Активная работа турецких некоммерческих, просветительских и благотворительных организаций в Кыргызстане поставлена под угрозу. И самое поразительное в этом повороте, что для сторонней публики такие действия преподносятся как работа на пользу тюркскому миру. В этом и состоит оксюморон современной жизни в Кыргызстане - есть публичная вывеска с благими лозунгами и лица, провозглашающие их, а есть серые кардиналы, которые делают real politic и для которые охотно поливают пустыню водой и удобряют песком сады.
В то время как Турция усиливает свои позиции на международной арене, выступая важной силой в урегулировании сирийского конфликта, и заявляет о своей независимой позиции от США, ее авторитет ставится под сомнение в стране, считавшейся до сих пор и союзников и искренним другом - в Кыргызстане. Как в шпионских романах, за этими событиями стоят не национальные интересы, а влияние загадочной личности, его зарубежных покровителей и деструктивных сил, опутавших планету и пытающихся подменить собой тюркское сообщество. У всех этих явлений есть имена замглавы глава ГКНБ Жакып Байымбетов по прозвищу "Амир-полковник", его партнеры из Саудовской Аравии и признанная террористической в ряде стран организация гюленистов FETO.
Два президента и один полковник
Впервые вопрос о деятельности гюленовских организаций президент Турции Реджеп Эрдоган поднял на встрече с прежним главой Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым в 2016 году. Но получил неожиданный отпор, приведший к заметному охлаждению двусторонних отношений. Атамбаев прямо отказался выполнять просьбу Анкары о прекращении деятельности гюленистов и выдаче их властям Турции, сославшись на независимость внутренней политики своей страны. Нельзя исключать, что подобная болезненная реакция Атамбаева на этот и другие вопросы и привела его к нынешнему статусу государственного преступника.
Новый президент Сооронбай Жээнбеков по крайней мере дважды обсуждал с Эрдоганом "проблему гюленистов" и дважды давал уклончивый ответ в духе того, что Кыргызстан знает об этих людях, но держит их деятельность под контролем.
"Они проникают в армию, полицию и во все другие сферы государства и совершают переворот", - пытался предостеречь своего кыргызстанского коллегу Эрдоган. Но тщетно. Очевидно, что мнение президента Кыргызстана о гюленистах формируется не само по себе - признаем, объективно для Кыргызстана это не самый актуальный вопрос. Однако он приобрел неожиданное негативное значение из-за повышенного интереса Турции и неоднозначных шагов самого Бишкека. Так кто же формирует политику на таком внезапно вышедшем на первый план направлении?
Тут мы должны приоткрыть двери в сумрачные кабинеты спецслужб, где и вершится судьба тюркского мира. В Кыргызстане уже в полный голос говорят о скорой отставке главы ГКНБ Орозбека Опумбаева, и на должность главы спецслужбы прочат его заместителя - полковника Жакыпа Байымбетова, который мечтает сменить прозвище "Амир-полковник" на "Амир-генерал".
О пользе халяля для карьеры разведчика
Не примите за насмешку, но замглавы спецслужбы Кыргызстана и претендент на пост ее главы по своей сути - торговец бараниной. Это достойное занятие, тем более что Байымбетов до того, как стал полковником, был успешным торговцем. Деловые партнеры говорят о нем как об ответственном закупщике мяса, умело перепродававшем товар в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Но работа на ниве подъема кыргызстанского животноводства была скучна для амбициозного Байымбетова, и он использовал свои деловые контакты для установления более глубоких и неформальных взаимоотношений с представителями власти аравийских монархий. Эти контакты никогда бы и не сыграли своей роли, если бы не еще одно знакомство нашего героя - с старшим братом президента Жээнбекова Жусупом Шариповым.
Но приведя Байымбетова в верхушку спецслужб и открыв ему доступ к президенту, Шарипов мог и пожалеть, потому что его протеже оказался весьма самостоятельной фигурой. Известна приверженность Байымбетова исламскому образу жизни и поддержка им движения джамаат Таблиг. Игра ли это на публику или в своих контактах с представителями Саудовской Аравии Байымбетов искренно исходит из интересов правоверных, как бы то ни было - в Кыргзстане уже сложился образ заместителя главы ГКНБ как проводника интересов саудитов с прилагающимися явлениями вроде "наичистейшего" ислама, проповеди исключительности, подавления инакомыслия и любых светских проявлений общества. Став главой ГКНБ Байымбетов может захотеть рубить головы по нормам шариата или организовывать убийства несогласных журналистов - все в духе своих покровителей.
Оплот гюленистов
Как известно, гюленисты довольно активны в Кыргызстане. Президент Эрдоган представлял своему кыргызстанскому коллеге список из 180 фамилий для экстрадиции. Ими организована сеть школ "Сапат" и ведется другая деятельность, внешне просветительская. но как показывает пример Турции и однозначная оценка Эрдогана, проверенная им на себе, - это метод внедрения во все сферы жизни для захвата власти.
Байымбетов занимается гюленистами по своей должности и он же является тем голосом, который подсказывает президенту Жээнбекову верные решения, с его точки зрения и с точки зрения саудитов. Очевидно, что в своих коренных противоречиях с Турецкой республикой саудовская монархия использует любые поводы для обострения и создания новых фронтов. Из-за невзвешенной политики своих властей Кыргызстан стал таким фронтом, и самое плачевное, что Турция получила пощечину там, где меньше всего ожидала и где, пожалуй, меньше всего заслужила.
При этом, вопросы гуманности не могут заслонять реальности - если кто-то из требуемых Турцией гюленистов виновен в совершении уголовных преступлений, то их выдача является обязательной. Если же речь идет только о нежелательном присутствии, то Кыргызстану стоит признать, что вклад Турции в ее развитие многократно выше гюленистов, создающих свою подпольную сеть на чужой земле. Но пока внешнюю политику Кыргызстана определяют в Саудовской Аравии и преподносят через своих людей акт предательства национальных интересов как акт патриотизма, мира и развития в тюркском сообществе стран не будет.