12 июля мировое сообщество было встревожено новостями о столкновениях на азербайджано-армянской границе. Впервые за долгие годы в ходе боев была задействована артиллерия, а из минометов и крупнокалиберного оружия были обстреляны села Агдам, Дондар Гушчу и Вахидли. Вооруженные силы Армении первыми начали наступление на Товузском направлении и были отброшены ответным ударом.
Позже, 16 июля, над Товузским районом был сбит армянский беспилотник, который проводил разведывательный полет. Новая эскалация конфликта с обоюдными потерями и обстрелом населенных пунктов вынудила Ильхама Алиева заявить о необходимости увеличения военного бюджета на следующий год. Несмотря на то, что различные провокации со стороны армянских военных происходят регулярно, масштабы произошедшего инцидента, а также активное передвижение вооруженных сил Армении и техники в этом районе за несколько дней до столкновения свидетельствуют о том, что армянское руководство тщательно готовило военное наступление и стремилось накалить обстановку на границе на продолжительное время.Между тем, сложившаяся ситуация на границе между странами или вокруг Нагорного Карабаха не предвещала резкой эскалации конфликта. Первопричиной агрессии со стороны армянских военных, скорее всего, стал кризис власти в Армении, а именно потеря рейтинга Николом Пашиняном. Тяжелые последствия эпидемии коронавируса в стране, к которым привели неудачные и запоздалые решения власти в сфере здравоохранения, серьезно пошатнули позиции премьер-министра Армении. В том числе, согласно социсследованию Caucasus Research Resource Center (CRRC) - Armenia, 65% опрошенных крайне возмущены процветающей коррупцией в стране . На фоне всего этого активизировались оппоненты власти, заметно укрепились рейтинги Артура Ванецяна и Гагика Царукяна. В свою очередь, Пашинян продемонстрировал, что не готов адекватно воспринимать критику. Вместо этого он обвинил общество в "мафиозном мышлении", а своих политических конкурентов пообещал отправить на "свалку истории". Подобное поведение армянского лидера, от которого два года народ ждет заметных изменений, больше похоже на панику. Понятно, что в такой ситуации только создание напряженности на границе с Азербайджаном могло хоть как-то помочь Пашиняну отвлечь внимание недовольного населения и вернуть доверие электората. Впрочем, армянскому премьеру уже удалось переключить внимание ведущих СМИ Армении с внутренних проблем на обсуждение происходящего на границе. Примечательно, что в июне премьер-министр Армении сменил руководство Генштаба Вооруженных сил, полиции и СНБ. Очевидно, что такие серьезные перестановки были сделаны с учетом планирующихся на 12 июля военных атак.
Таким образом, Никол Пашинян не столько хочет своими военными провокациями возобновить пересуды вокруг Нагорного Карабаха, сколько спасается в боестолкновениях от собственного политического краха. У членов нынешнего армянского правительства нет ни ресурсов, ни профессиональных качеств, чтобы справиться с последствиями пандемии. Поэтому стоит полагать, что вылазки и обстрелы со стороны армян на границе будут повторяться до тех пор, пока конфликт не выльется в крупномасштабную войну, либо пока Пашиняна и его окружение не спровадят в отставку.