Мы снова взяли на себя обязательства по реформированию экономики. Грустно, что этот набор очевидных мер, крайне необходимых нашей стране, принимается не по собственному «велению сердца», а исключительно под воздействием кредиторов. И тем не менее.
Чем же пришлось пожертвовать?
Коммунальные платежи. 100-процентная оплата населением полной стоимости услуг ЖКХ не за горами, маячит на горизонте. В рамках данной программы мы пообещали довести через полтора года уровень оплаты услуг до 70%.
Пенсионный возраст. Можно предположить, что решение об увеличении данного показателя на 3 года также обусловлено выделением кредита. МВФ при проведении переговоров увязывала финансирование в том числе и с такой мерой.
Сокращение директивного кредитования экономики на 1% и на 2% от ВВП соответственно в 2016 и 2017 годах. Продекларировано революционное конкурсное распределение государственных инвестиционных ресурсов.
Продолжение политики «монетарного таргретирования», ограничения вливания новых денег в экономику, бездефицитный бюджет.
Такой набор действий, вместе с увеличением налогов на отдельные сектора экономики, действительно позволит сохранить хрупкую финансовую стабильность государства.
Дефолта, гиперинфляции, плясок валютных курсов и дальнейшего падения зарплат не предвидится. Сформировавшееся уверенное положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе-феврале 2016-го лишь подтверждает этот тезис.
Необходимое условие исполнения такого прогноза - сохранение уровня цен на нефть на текущем уровне и отсутствие новых военных инициатив со стороны нашей восточной соседки.
Однако стратегически нерешенным остается важнейший (после обслуживания внешних долгов) вопрос – что же делать с остатками «фамильного серебра»? Со всеми теми «лидерами индустрий», прежде формировавшими если не прибыль, то массу рабочих мест, валового выпуска, импорта в экономике, а ныне превратившихся в «камень на шее», неспособных существовать, дышать без постоянной финансовой подпиткигосударства, без надежды на возврат этих денег?
Радует, что руководство страны понимает всю серьезность данного решения и даже сформировало рабочую группу для выработки предложений по стратегии реформирования. Руководит ею целый первый вице-премьер Василий Матюшевский. Отсутствие в рабочей группе Петра Прокоповича и Михаила Мясниковича внушает некоторый оптимизм.
Хотя момент для реформ, безусловно, упущен много лет назад. Трудно сегодня предположить, как этим гигантам удастся вернуться к устойчиво прибыльной работе, обслуживанию кредитов при сохранении госуправления. Приватизация же нынче также крайне затруднена – регион наш не вызывает аппетита у мировых лидеров, да и сами объекты продажи существенно устарели морально и физически.
И тем не менее задачи поставлены – к 01.06.2016 проанализировать работу предприятий и к 01.09.2016 предоставить проект комплексной программы реформирования и реструктуризации государственных предприятий. При некоторой фантазии можно увидеть за этим решением признание провала предыдущей экономической политики и стремление к глубоким изменениям в подходах к управлению госсобственностью.
Итак. Программа кредитования подписана, деньги мы получим. Опасность неконтролируемого падения миновала. Однако сегодняшний набор действий лишь позволит сохранить устойчивость на нынешнем, крайне низком уровне развития. Существенный (5-7%) экономический рост требует более смелых решений. Их не видно даже на горизонте.
И тем не менее, я продолжаю быть оптимистом и, как и ранее, предполагаю стабильность валютного курса в пределах 22 000 (2,2 деноминированных) рублей за доллар, и незначительный экономический рост в сентябре 2016 года.
Любой кризис, падение, имеет дно. Уже недалеко.
Александр Кнырович