Правда ли, что реформы больно ударят по населению и только следующие поколения смогут ощутить их эффективность?
Сегодня главный аргумент властей — нельзя допустить обнищания простых людей, к которому приведет либерализация экономики. Между тем отказ от реформ уже привел к снижению уровня жизни многих белорусов.
Казалось бы, тянуть дальше некуда. Однако страх перед неизвестностью пугает и власти, и население.А можно ли вообще провести экономические реформы без падения уровня жизни людей и есть ли тут идеальный мировой опыт?
«Не стоит пугать друг друга огромными социально-экономическими издержками от реформ»
— В наших странах реформы начинаются тогда, когда не делать их уже невозможно, — считает академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Пикулик. — В той же России главным драйвером реформ командыГайдара была угроза голода. Именно для того, чтобы не допустить голодных бунтов случилась либерализация цен. Но это одна история. И она не означает, что так называемую «долину слез» можно пройти достаточно быстро и при этом иметь хорошую поддержку. Рейтинги Бальцеровича в Польше в момент тяжелых последствий от реформ были высокие. Поляки понимали: чем хуже сейчас, тем быстрее станет хорошо.
Безусловно, любые реформы могут быть сопряжены с краткосрочными негативными тенденциями.
– Возможен и рост безработицы, и удар по социально незащищенным группам, которые снимаются с дотаций и вынуждены идти на рынок труда. А на рынке намного холоднее, чем в системе государственного патернализма, — отмечает эксперт.
— Но люди адаптируются, и не стоит преувеличивать огромные социальные и экономические издержки реформ для населения и пугать ими друг друга.Однако можно ли говорить о том, что сейчас в Беларуси сложилась ситуация, когда не проводить реформы уже невозможно?
— Пока у страны есть возможность изыскивать внешние ресурсы, которые идут на погашение издержек неэффективности нынешней социально-экономической модели, жить в этом состоянии можно сколько угодно долго, — считает Алексей Пикулик. — Чем меньше будут ренты извне, тем больше будут урезаться «косты» (затраты) внутри и тем выше будет соблазн для государства превратиться в хищника по отношению к национальному бизнесу. Первое — сокращение издержек неизбежно, последнее — чрезвычайно опасно.
Путать это с реформами не стоит.
— Снизить зарплаты на предприятии, уволить какой-то отдел целиком, сменить охрану и отобрать у сотрудника ссобойку не значит это предприятие реструктуризировать и сделать эффективным, — добавляет экономист. — Но у белорусского государства всегда есть надежда, что деньги откуда-то появятся, резервы будут изысканы и от болезненных шагов можно будет временно отказаться. Кстати, долгое время прокатывало.
Что же касается мирового опыта проведения «бескровных» реформ, то таких примеров, по словам экономиста, достаточно.
— Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Латвия... Другое дело, что та модель, по которой Центральная и Восточная Европа совершали реформы в начале 1990-х, безнадежно устарела для Беларуси, которая существует в другой системе координат. У всех у них был Евросоюз как перспектива, перед Беларусью ее не было, нет и не будет, по всей видимости. Да и нужно ли идти путем, который показал свою эффективность четверть века назад?
АНАСТАСИЯ БЕЛЕНЬКАЯ