На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 877 подписчиков

Как Лукашенко собирается "продавить" Москву?

Александр Лукашенко собирается в Москву. Встреча с президентом России В. Путиным должна состояться 22 ноября и её результат прогнозировать крайне сложно, хотя президент Лукашенко уже сейчас уверяет белорусский политический класс, что «договоримся».

Как Лукашенко собирается  В принципе, если есть такая уверенность, то зачем ехать?

Можно обойтись грозными приказами Кремлю в стиле белорусских селекторных совещаний… На самом деле, как бы не храбрился белорусский лидер, результат очередного саммита неизвестен. 

Причин для такой непредсказуемости современного этапа российско-белорусских отношений предостаточно. Главное же то, что, к сожалению, в настоящее время уровень контактов между Москвой и Минском все меньше основывается на сумме объективных потребностей в развитии сотрудничества и взаимной дополняемости экономик двух стран, а также -- в необходимости во взаимной политической поддержке на международной арене. Только вот в реальности все больше ограничиваются редким диалогом на уровне глав государств, где в ходу субъективные оценки на фоне накапливаемых не легко решаемых проблем.

Настроение

Любопытно то, что визиту в Москву предшествовала традиционная пресс-конференция белорусского президента для российских журналистов, которая, учитывая традиционную разговорчивость А. Лукашенко, должна была приоткрыть завесу тайны над процессом подготовки к визиту. Дело в том, что, по идее, пресс-конференция и проводилась для того, чтобы «обкатать» на российских СМИ некие новые идеи и даже концепции в российско-белорусских отношениях, хотя А. Лукашенко и говорил 17 ноября, что «сядем вдвоем (с В. Путиным – А.С.) и обсудим некоторые принципиальные вопросы. Я не скажу "концептуальные" — мы уже определились по всем вопросам».

Однако ничего принципиального нового в бесконечном монологе белорусского президента обнаружить не удалось, если не считать, что большую часть пресс-конференции, учитывая традиционную высокую самооценку спикера и его несомненный актерский талант, вполне можно включать в качестве самостоятельного номера в любое юмористическое шоу. 

Кроме того, что А. Лукашенко, видимо, захотел показать себя перед российскими корреспондентами «белорусским Трампом», копируя, а скорее пародируя прямолинейность вновь избранного президента США, что привело к обилию оговорок, ляпов и примеров обыкновенной неграмотности, глупости и полной безнаказанной разнузданности слов и мыслей.

Реплика

Вообще-то сильной стороной А. Лукашенко является то, что он даже на двадцать втором году своего президентства продолжает удивлять и забавлять. В частности, отвечая на уже упомянутой пресс-конференции корреспонденту из Чечни (!), А. Лукашенко вдруг объявил своего старшего сына «черномазым»: «У меня старший сын — черномазый такой — идет мимо Дома правительства по улице. К нему подходит милиционер (...) и говорит: покажите свои документы. (...) Потому что он на кавказца похож, наверное».

Необходимо сразу отметить, что комментировать данные заявления сложно и неприятно. С одной стороны, такого рода словечки («черномазый») идеально характеризуют человека, как законченного расиста, как бы он старательно не прикрывался интернационалистской риторикой. Вообще-то, использование таких слов, тем более главе государства, немыслимо и не вписывается ни в какие рамки. В данном случае, как говорится, выглянуло его «нутро» и… оно ужаснуло.

С другой стороны, политическому анализу такого рода высказываний главы белорусского государства вообще не поддаются, так как в данном случае мы сталкиваемся с другой сферой, скорее медицинской, но все-таки некоторые моменты жизни «семьи» подобные высказывания проясняют.

Дело в том, что в своё время Виктор Александрович на правах старшего сына белорусского президента очень быстро оказался в рядах высшего руководства Беларуси, сформировав, как говорили в начале текущего тысячелетия, клан «молодых волков». Но с годами «волки», заменив высших номенклатурщиков, чья карьера началась еще во времена БССР, стали вполне привычными аппаратчиками, а Виктор Лукашенко приобрел опыт управления в целом ряде сфер: от нефтепереработки до силовых ведомств. 

Стоит напомнить, что старший сын белорусского президента иногда берет на себя ведение заседаний СБ РБ и, судя по косвенным признакам, исключительно информирован как во внутренней, так и внешней политики Беларуси. Человек он уже немолодой, публично выступать не любит, мастер закулисных маневров и испытанный «бульдог» подковерных схваток, но именно он сейчас является одним из важнейших «устоев» существующего в Беларуси политического режима и фактический лидер «семьи», читай президентского клана, который он защищает и стремится сохранить, в том числе, и после президентства А. Лукашенко. 

Для экспертов по Беларуси Виктор Лукашенко давно является вполне привычным персонажем, его возможности и таланты хорошо известны, как и то, на кого Виктор Александрович может опереться, а кого ему стоит опасаться. В любом случае, старший сын президента давно вышел из «тени» своего отца и считается самостоятельной политической фигурой. Кроме того, не стоит забывать, что он все-таки офицер, имеет семью и детей.

И вот сейчас А. Лукашенко приклеил ему буквально на «лоб» очень грязный расистский ярлык. Ну и как быть дальше, какое место отводить Виктору Александровичу во всех номенклатурных сценариях, если он навсегда для всех экспертов, да и широкой общественности останется именно «черномазым»? Иногда возникает ощущение, что белорусский президент неадекватен…
Но если это так, то тогда остается в очередной раз пожалеть Беларусь.

Белорусский портфель

Так с чем едет А. Лукашенко в Москву? Какие он ставит перед собой задачи? На самом деле, задач у него немного, но они носят критичный характер, как для экономики Беларуси, так и дальнейшему позиционированию А. Лукашенко в качестве «союзника» Москвы. 

Прежде всего, белорусскому президенту необходимо разблокировать поставки нефти в республику. До настоящего момента Беларусь получает лишь 60% от запланированных поставок. В итоге, в начале непривычно холодной зимы возникли энергетические проблемы, как в Беларуси, так и на Украине, для которой сейчас Беларусь является едва ли не единственным поставщиком нефтепродуктов, выработанных из той же российской («вражеской») нефти.

Финансовые потери от недопоставки российской нефти для Минска невосполнимы и критичны для государственного бюджета.

Теоретически, Минск мог бы закупить недостающую нефть в России по мировой цене, а не по той, по которой он сейчас покупает, т.е. внутри российской, но для этого денег нет. В итоге действий российского руководства оказалась нарушена сложившаяся в Беларуси структура получения сверхприбыли, то есть паразитирования на перепродаже российской нефти.

Условием для возобновления поставки нефти является возвращение газового долга (более 350 млн. долларов). Как и предсказывал автор этих строк, А. Лукашенко не смог признать, что он оказался неправ в газовом долге и деньги не вернул. В данном случае мы сталкиваемся не столько с «жесткой» переговорной позицией, а скорее психологией главы белорусского государства. Для белорусского руководства и номенклатуры немыслимо что-то «возвращать» России. Десятилетиями Минск только что-то «брал» у Москвы, но редко когда добровольно отдавал.

Так что перед А. Лукашенко стоит трудная задача – он должен фактически вырвать у В. Путина несколько миллиардов долларов – восстановить поставки нефти и уклониться (или хотя бы реструктурировать) от выплаты газового долга, ничего практически не предлагая взамен. 

Это главная задача ноябрьского визита в Москву, так как все остальные вопросы, начиная от допуска белорусских товаров, прежде всего продовольственных, на российский рынок до перевооружения белорусской армии являются вторичными и их «решаемость» непосредственно связана с достижением соглашения по поставкам в РБ российских энергоносителей.
Как собирается А. Лукашенко «продавить» Москву?

Шантаж

Проблема для Минска усугубляется тем, что Москва ничего у белорусской стороны не просит, а только требует от белорусских партнеров выполнения ранее заключенных соглашений. Не стоит вопрос и об уже ставшей легендарной авиационной базе.

Минск также не будут просить признать присоединение Крыма и т.д. Ни о каком требовании от Минска «выполнять союзнические обязательства» нигде не слышно. Почему? Да и так понятно, что выполнить эти обязательства Беларусь не торопится, то ли потому, что не в силах, то ли потому, что не выгодно. Надо признать, что, как говорится, «дорога ложка к обеду» и сейчас Москву эти «опции» уже не сильно интересуют. Слишком дорого России обходится «единственный союзник». 

Судя по косвенным признакам, в Минске лихорадочно искали варианты демонстрации своего «союзнического» статуса. Нет сомнений, что попытка Беларуси остановить резолюции о правах человека в Крыму и Севастополе, все-таки принятую Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи ООН на прошедшей неделе, была как раз такой попыткой произвести впечатление на российское руководство (а вдруг долг за газ простят?).

В запасе есть и опыт поставки в Мозырь азербайджанской нефти, которой правда хватило буквально на несколько часов работы НПЗ, но, безусловно, А. Лукашенко попытается донести до В. Путина значимость для белорусской экономики этого нового, после знаменитого «нефтяного моста» из Венесуэлы, альтернативного России канала поступления нефти в республику.

Себестоимость поставки такой нефти, купленной в Баку явно не по внутри российской цене, вряд ли волнует белорусское руководство. Оно скорее рассчитывает на эффект шантажа по рецепту В. Семашко.

Попутно белорусский президент постарается представить в формате «прорыва» свой визит в Катар и ОАЭ. Впрочем, сделать это сложно, так как на берегах Персидского залива никаких салютов в честь А. Лукашенко не случилось. Никаких прорывных инвестиций, кредитов или углеводородов белорусский президент от эмиров не привез. 

По традиции, А. Лукашенко постарается все свои внешнеполитические контакты, включая на турецком и польском направлении, представить с одной стороны в формате лоббирования исключительно российских интересов, хотя никто его об этом в Москве никогда не просил. В частности, совсем ни к чему А. Лукашенко совать свой нос в российско-турецкие отношения, но он никак не может угомониться…

Но с другой стороны, белорусский президент в очередной раз обязательно скажет: «А что же мне остается делать, если Москва мне не помогает, не поставляет, не финансирует и т.д.?» В общем, рыщет по миру в поисках спонсоров и глупеньких инвесторов. Именно в таком ключе будет рассматриваться вопрос о расширении связей РБ с Евросоюзом и США. 

Только и тут А. Лукашенко гордиться нечем. После снятия ЕС санкций белорусский лидер принял десятки делегаций, получил сотни обещаний, которые так и остались только обещаниями. При этом приезжают «миссии», работают «диалоги»?, по Минску едва ли не табунами шныряют представители Пентагона и ЦРУ, а за деньгами и ресурсами А. Лукашенко как и прежде необходимо ехать в Москву. Запад на самом деле ждет… Но это отдельная тема. 

Любопытно другое: на самом деле А. Лукашенко действительно наивно верит в то, что он ведет самостоятельную игру на перекрестке между Варшавой, Анкарой, Киевом и Москвой. Вот это действительно печально…

Но самым нужным для А. Лукашенко мог стать другой, заокеанский контекст его визита в Москву.

Трамп

Как бы не старались белорусские СМИ изображать неописуемую радость от избрания Д. Трампа на пост президента США (найдена даже подходящая цитата из его послания парламенту, носящая вообще –то гендерный характер), но скрыть шок от провала Х. Клинтон у белорусских властей не получилось.

Дело в том, что в Вашингтоне нет никакой тайны в том, что все свои надежды на развитие отношений с США белорусские власти связывали именно с экс-госсекретарем США. Более того, для этого белорусский МИД немало сделал - все контакты, предварительные договоренности, перспективы и даже надежды В. Макей развивал в контакте с демократической партией. Достаточно сказать, что вопрос о кредите МВФ решался именно в «цепочке» Обама-Клинтон. 

Кроме того, имелся в виду и очень важный аспект наследования власти. Не секрет, что Д. Трамп своей электоральной победой сломал уже казалось устоявшуюся монополию двух-трех семейств на пост президента США. В случае появления в Белом Доме Х. Клинтон вопрос о преемнике А. Лукашенко решался бы проще.

В общем, сейчас Минску придется начинать свою «американскую партию» практически с нуля. Отсюда, между прочим, столь страстный политический спектакль, который старательно разыгрывал официальный Минск перед Вашингтоном, в котором, не обошлось, как всегда, без перегибов.

В качестве примера можно привести текст поздравления А. Лукашенко в адрес Д. Трампа: «Ваша победа – свидетельство выбора американского народа в пользу политики, которая базируется на честности, ответственности, поиске перемен, – говорится в поздравлении. – Своей активной, искренней и смелой позицией в ходе предвыборной кампании вы всколыхнули американское общество, вернув его к настоящей демократии». https://charter97.org/be/news/2016/11/9/230546/

В данном случае необходимо обратить внимание на то, что А. Лукашенко, не раз менявший во времена своего президентства белорусскую Конституцию и сидящий в президентском кресле уже пятый (!) срок, как ни в чем ни бывало, рассуждает о возвращении США к «настоящей демократии». Можно только представить, как потешались над этой фразой из послания белорусского президента в штабе Д. Трампа.

Следом повалил уже традиционный и хорошо нам знакомый вал информационно-пропагандистского колхоза – нашлись родственники зятя избранного американского президента, внука белорусского партизана и прочий бред в стиле «Пушкин и Достоевский — все были в Беларуси и писали здесь произведения» (А. Лукашенко, 17.11.16). Все это говорит только об одном – Трамп проблема не только для белорусской оппозиции, но и для белорусских властей. И те и другие выживают на геополитическом «разломе», подбирая объедки от костров на биваках супердержав.

Нужна конфронтация! 

Президентство Х. Клинтон обещало минимум восемь лет жесткого и возможно даже локально-вооруженного конфликта между Западом и Россией, что в свою очередь почти гарантировало Минску «теплое местечка» так называемого «донора региональной безопасности» - получателя политических и экономических «бонусов», как с Востока, так с Запада и Юга. Для любого мародера война -- кормилица.

Противостояние Запада и России обеспечивало А. Лукашенко упоительную для его постоянно голодного самолюбия сладость торга, когда можно было обещать и продавать интересы союзника направо и налево. Но все эти «радости» геополитики для лимитрофа оказались под угрозой. Клинтон проиграла…

Любопытно то, что А. Лукашенко тут же отреагировал на победу Д. Трампа негативными прогнозами в сфере российско-американских отношений («Если кто-то радуется? Я слышал в России: Трампа избрали — это хорошо, Хиллари — плохо. Уже могу сказать, что это (избрание Трампа) — не подарок» 

Подобное злорадствование рассержанного лимитрофа понятно – если между Западом и Россией начнется диалог, то куда же ему деваться с Киевом, контрабандными польскими яблоками и молоком, требованиями срочно перевооружить белорусскую армию и т.д. и т.п.

Именно поэтому столь болезненно воспринял белорусский президент сам факт телефонного разговора между Д. Трампом и В. Путиным… Неужели мир перевернулся?

На самом деле, противостояние между Россией и Западом никуда не делось и у А. Лукашенко еще есть не только время, но и даже шанс стать одной из проблем в отношениях между РФ и НАТО/ЕС. Российская политическая элита не впала в какую-то эйфорию, понимая, что зачастую национальные интересы США и России не только не совпадают, но и противостоят друг другу.

Более того, нет сомнений, что Д. Трамп, в своей известной наступательной манере, обязательно попытается протестировать потенциал российского руководства и его решимость отстаивать свои позиции. Так что российско-американский кризис, скорее всего, неизбежен, как и его «откат». Но вот потом будет самое интересное – диалог и компромиссы. Без них не обойтись.

Демократы оказались поразительно недоговороспособны, что, в принципе, никого в России не удивляло еще со времен Гарри Трумена. С республиканцами Москва с еще советских времен все-таки умела договариваться.

Но все это еще только будет. Понятно, что мир с 2017 года вступает в новую эпоху, где не всем найдется «теплое местечко». Так что, пришло время бежать, сломя голову, или в Вашингтон или в Москву. А. Лукашенко пока кинулся в Москву…

Андрей Суздальцев

Ссылка на первоисточник
наверх