На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 876 подписчиков

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране?

Нет, не признает. Свое согласие с тем, что "мир стремительно меняется", о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели "адаптироваться к меняющимся условиям".

Часть 1-я комментариев закончилась констатацией парадокса: умные люди в стране есть, а сказать что-либо вразумительное по поводу структурных реформ некому.

Для объяснения парадокса приведу высказывание одного из авторов планов индустриализации СССР, академика Станислава Струмилина

«Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие».

Родился будущий Герой Социалистического Труда, будущий лауреат Ленинской и Сталинской премий в 1877 г., умер в 1974 г., а не в 1937, подобно многим своим коллегам. Вот, что значит правильно понимать генеральную линию партии, которая формировалась «от жизни», а не от теоретических схем.

«В стране, где единственным работодателем является государство, – пояснял для непонятливых Лев Троцкий, – оппозиция означает медленную голодную смерть. Старый принцип – кто не работает, тот не ест – заменяется новым: кто не повинуется, тот не ест».

В следующем году мы будем отмечать столетие господства «нового принципа». Одно из его практических следствий – массовый отказ представителей гуманитарных наук от поиска истин в пользу решения задач по обоснованию официальных взглядов.

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране? Нет, не признает. Свое согласие с тем, что «мир стремительно меняется», о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели «адаптироваться к меняющимся условиям».



«ЭТО НАМ НАДО!»

Не являясь ни доктором, ни кандидатом экономических наук, я, тем не менее, умею находить значения нужных терминов в интернете. Проиллюстрирую свое умение на двух примерах:

– СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения в действие которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе;

– СТРУКТУРНЫЙ КРИИЗИС в экономике – несоответствие между устаревшими механизмами существующей экономической политики и изменившимися в результате развития экономики новыми условиями хозяйственной деятельности.

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране? Нет, не признает. Свое согласие с тем, что «мир стремительно меняется», о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели «адаптироваться к меняющимся условиям».

В основе механизма адаптации лежит принцип: «надо совершенствовать то, что есть». Совершенствовать, а не реформировать – это путь, «который выбрали и по которому достаточно успешно прошли первые два этапа восстановления и стабилизации». В настоящее время белорусская модель переходит от «догоняющей» стратегии к «опережающей» (третий этап).

При отсутствии структурного кризиса нет и потребности в структурных реформах. Поэтому бесполезно задавать провокационные вопросы наследникам академика Струмилина. Бессмысленно обращаться и к так называемой оппозиции. Суть их предложений – «это слом существующего общественно-политического устройства страны. Ломать – не строить. Но это нам надо? Мы к этому готовы?»

Фразеологизм «это нам надо?» повторяется в обращении несколько раз. Складывается впечатление, что Лукашенко ведет внутренний диалог с так называемыми. Ничего подобного ранее не наблюдалось. Неужели настолько something is rotten in the state of Denmark («все гнило в Датском королевстве»), что главный архитектор белорусской модели начал сомневаться в возможность успешного перехода от «догоняющей» стратегии к «опережающей»?

«ВЛАСТЬ – ЧИТАЙ ЛУКАШЕНКО»

По мнению историка Андрея Фурсова, специфика любой сложной социальной системы заключается в ее базовом элементе. В индийской системе это каста, в античной – полис, в капиталистической – капитал. А что является базовой единицей у братских славянских народов?

Ответ историка – власть. «Эта власть не сводится к государственности, хотя у нее есть государственное измерение; эта власть не является политической, хотя дважды – на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв. – на короткое время – у нее появлялось и политическое измерение (как результат ее разложения)». Это власть моносубъекта, стоящего над законом.

Есть ли такой моносубъект в Беларуси? Безусловно, есть. 7 октября он и выступил с обращением к депутатам, которое по форме напоминало лекцию на тему: «Власть как базовый элемент белорусской модели».

Приведу ключевую цитату: «Во-первых, власть, я прежде всего, заинтересованы в профессионализме нашего Парламента. Это вопрос номер один».
Замечательное признание, согласитесь. Я и власть неотделимы друг от друга, а вот парламент субъектом власти не является. Он лишь объект, в котором власть заинтересована.

Данное признание противоречит Конституции: «Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Слова с корнем «власт» упоминаются в основном законе 11 раз, но институт президента, по Конституции, органом власти не является: «Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти».

Итак, по Конституции, президент лишь посредник между органами власти. Он обеспечивает их взаимодействие. Но не следует путать божий дар с яичницей, а имитационную демократию принимать за демократию без прилагательных.

Конституция 1994 г. была отредактирована в 1996 г. по причине неспособности обеспечить президенту полновесных прав моносубъекта, стоящего над законом. Эти права нигде напрямую не оговорены, они возникают по принципу перехода количества в качество: президент назначает шесть членов ЦИК, шесть судей Конституционного Суда, иных судей, членов правительства, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу и т.д. Перечень обширен.

Естественно, властный моносубъект не может пустить парламентские выборы на самотек: 

«Именно исходя из всего этого действующая власть, читай – Лукашенко, проявляла свой интерес к выборам. Скажите, а где нет этого интереса, в какой стране? Может, власти в России были безразличны к думским выборам?»

Власть – читай Лукашенко. Власть – читай Путин. Пример с Россией попадает в яблочко. Власть моносубъекта, стоящего над законом («русская власть», в терминологии историков Андрея Фурсова и Юрия Пивоварова) была в свое время экспортирована на территорию Беларуси из Российской Империи. В настоящее время ее белорусский вариант ближе к классическому, поскольку в России под воздействием мощных олигархических группировок моносубъектность первого лица не столь убедительна.

Сергей Николюк

Ссылка на первоисточник
наверх