Сколько может потерять Беларусь из-за снижения объемов поставок нефти?
Действенный рычаг Кремля
Нефтяной ультиматум Кремля означает, что в соответствии с графиком поставок российской нефти на белорусские НПЗ в III квартале 2016 г., который утвердило Минэнерго РФ, Беларусь получит на 2,25 млн тонн нефти меньше, чем она планировала.
Для справки: в I квартале 2016 года белорусские НПЗ переработали 5,8 млн тонн нефти (+2,4% к уровню аналогичного периода прошлого года). Очевидно, что резкое сокращение поставок российской нефти – почти на 40% по сравнению с предыдущим кварталом – грозит Беларуси большими финансовыми потерями.Российские эксперты подсчитали, что снижение поставок российской нефти в Беларусь на 2,25 млн тонн в июле-сентябре 2016 г. при текущей экспортной пошлине принесут бюджету РФ дополнительно около 200 млн долларов. Соответственно на эту сумму белорусский бюджет недосчитается экспортных пошлин на нефтепродукты. Но это – лишь вершина айсберга. Полные потери для белорусской экономики просчитать сложно, поскольку подобная ситуация станет стрессом для белорусских НПЗ. Если газо-нефтяной спор не удастся решить в III квартале, то финансовые потери Беларуси возрастут еще в большей степени.
Это означает, что в белорусском бюджете образуется «дыра» из-за недопоступлений экспортных пошлин на нефтепродукты, которые правительство уже распределило в счет оплаты внешнего долга. В этом году из-за неблагоприятной нефтяной конъюнктуры госказна уже несет потери по данной позиции: в I квартале Беларусь получила всего порядка 125 млн долларов при годовом плане в 1 млрд долларов.
(Такой объем экспортных пошлин на нефтепродукты запланирован с учетом средней цены на нефть около 32 долларов за баррель). Отметим, что в 2015 г. Беларусь получила в свой бюджет около 1,1 млрд долларов экспортных пошлин на нефтепродукты (по итогам прошлого года средняя цена нефти для Беларуси сложилась на уровне 51 доллар за баррель).О том, насколько для правительства важно сохранить запланированный объем экспортных пошлин на нефтепродукты, свидетельствует следующий факт. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 1 февраля 2016 г. потребовал от нефтяников отказаться от экспорта мазута в виду его убыточности и поручил подведомственным Министерству энергетики предприятиям использовать мазут в качестве альтернативного топлива – взамен дорогому природному газу. Однако этой инициативе воспротивился Минфин, аргументируя свою позицию тем, что из-за запрета экспорта мазута бюджет лишится необходимых экспортных пошлин. В результате приказ В. Семашко был заблокирован.
Следует также отметить, что благодаря тому, что цена на российскую нефть для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 27,6% по сравнению с таким же периодом 2015 г. – до 199,6 доллара за тонну, Беларусь снизила затраты на импорт российской нефти на 26,6% или на 696,094 млн долларов – до 1,921 млрд долларов. При этом Беларусь увеличила импорт российской нефти на 1,4% до 9,626 млн тонн.
Газ: Беларусь установила свои «расчетные» цены
Согласно официальным статданным, контрактная цена на российский газ для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до 137 долларов за 1 тыс. кубометров. В этот период благодаря теплой зиме и экономическому кризису Беларусь снизила закупки природного газа в России на 2,6% до 8,101 млрд куб. м., а затраты – на 6,5%, или на 77,212 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до 1,107 млрд долларов.
Но, как известно, Беларусь с начала года по контрактным ценам за газ не платит (белорусская сторона заявила, что вправе платить за российский газ на основе принципа равной доходности с ценой экспорта в Европу – в этом случае цена получается ниже). Генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский 21 июля сообщил журналистам, что до завершения газовых переговоров с РФ белорусская сторона будет оплачивать российский газ «по внутренним расчетным ценам». По его словам, стоимость российского газа для Беларуси на границе составляет 133 доллара за 1 тыс. кубометров без НДС, а с учетом наценки «Газпром трансгаз Беларусь» (компания поставляет газ на внутреннем рынке ГПО «Белтопгаз») – 149,82 доллара за 1 тыс. кубометров. «Цена установлена, но мы недоплачиваем», – отметил Л. Рудинский.
Нефте-газовый «пакетный» торг
Итак, Москва и Минск продолжают вести за кулисами напряженный «пакетный» торг по условиям поставки в Беларусь газа и нефти.
Что касается газа, то главный вопрос для Минска – его цена. Сейчас она формируется на основе специальной формулы: цена в Ямало-Ненецком АО (около 36 долларов за тыс. кубометров) плюс стоимость транспортировки до Беларуси (около 90 долларов) и стоимость хранения газа в российских ПХГ (примерно 6 дол.). Газета «Коммерсант» 21 июля написала, что Беларусь согласилась в ближайшее время погасить долг за поставки газа из РФ, но настаивает на том, чтобы в существующей формуле была снижена оплата транспортировки газа – до 65,5 доллара за тысячу кубометров, а также не учитывались расходы «Газпрома» на продажу газа и на хранение в ПХГ.
При этом белорусская сторона намерена решить газовый вопрос в стратегическом для себя ключе. Ранее партеры по ЕАЭС договорились о том, что уже с 2019 года заработает единый рынок электроэнергии. Между тем позиция белорусской стороны по этому вопросу остается жесткой: создать единый электроэнергетический рынок в рамках ЕАЭС невозможно, пока не будет создан единый рынок газа (а его создание отнесли на 2025 г.), ибо из-за более высоких цен на газ белорусская генерация электроэнергии окажется неконкурентоспособной на общем рынке. Для сравнения: сейчас тариф на газ в Смоленской области составляет около в 72 долларов за 1 тыс. кубометров.
Поэтому белорусская сторона предлагает российским переговорщикам поставлять российский газ для белорусских электростанций уже с 2017 г. по более низкой цене. Если бы эти вопросы удалось решить, Минск, скорее всего, согласился бы на внесение изменений в межправительственное соглашение от 2011 г. о поставках газа, в котором идет речь о том, что страны Таможенного союза с 2015 г. должны перейти на равнодоходные цены на газ (сейчас это – основной аргумент белорусской стороны в газовом споре с РФ), и перенести это условие на 2025 г.
Но, судя по всему, союзникам не удастся договориться по всем газовым вопросам, если не будут решены спорные позиции по поставкам российской нефти в Беларусь.
Согласно информации «Коммерсанта», что стороны уже договорились, что отныне обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию, которые Минск обязан осуществлять в обмен на беспошлинные поставки российской нефти (в 2016 г. – 1 млн тонн автобензинов), должны осуществляться вне зависимости от того, выгодны ли такие поставки белорусской стороне. Сейчас такое условие прописано в межправительственном соглашении от 2007 г., но сомнительно, что белорусская сторона примет его без соответствующих уступок российской стороны.
Известно, что ранее Минску так и не удалось договориться по поводу снижения цены на нефть. Белорусская сторона считает высоким нынешний размер премии для российских нефтяных компаний, поставляющих нефть в Беларусь (размер премии зафиксирован в долларах). Поскольку мировая цена нефти упала за последнее время практически в 2 раза, белорусская сторона подготовила соответствующие расчеты, подтверждающие необходимость снижения премии поставщикам нефти. Однако убедить в этом российских нефтяников не удалось. Белорусские специалисты также указывают на высокую сернистость российской нефти, что усложняет процесс переработки и снижает доходы белорусских НПЗ – и это также следовало бы учесть в цене. Но и по этому вопросу компромиссное решение не было найдено.
В свою очередь российские компании предъявляют белорусской стороне претензии относительно высокой стоимости процессинга на белорусских НПЗ, из-за чего объемы давальческой нефти на «Нафтан» и Мозырский НПЗ в этом году упали до критического минимума – до 7% при возможной квоте до 50% от всего объема импортируемой из России нефти.
ТАТЬЯНА МАНЕНОК