На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 891 подписчик

Не существует такой судебной инстанции, которая могла бы приструнить Кремль

Добьется ли Беларусь выгодной цены на нефтепродукты?

Россия всеми силами будет отстаивать интересы своего бюджета и пытаться экспортировать в Беларусь продукты переработки нефти подороже, считает экономический обозреватель Сергей Чалый.

— Если Россия начала эту историю по той причине, что не хватает денег в бюджете, то с ее точки зрения было бы глупо поменять механизм, но оставить баланс денежных отношений таким, какой он есть сейчас. Переговоры будут тяжелыми, но все же я думаю, что все закончится частично справедливым вариантом, — говорит эксперт.

Чалый: Раз на белорусской стороне правда и логика, то проиграть переговоры будет сложно

Вопрос стоит в том, будет ли работать компенсаторный механизм для белорусских нефтеперерабатывающих заводов наподобие того, какой получат российские НПЗ, или появится какое-то новое соглашение.

По мнению эксперта, аргументация, которую выдвигает российская сторона, очень сомнительна. Это аргументация международной торговли, которая не применима в экономическом союзе.

— Самым правильным было бы вернуться к обсуждению формулы образования цены на газ и такой же компенсации для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, как для российских НПЗ. Иначе создается механизм несправедливой конкуренции, что нарушает принципы существования единого экономического пространства, — аргументирует Сергей Чалый.

Задача белорусской стороны — подвести к логичному выводу: либо Россия вместе с партнерами продолжает развивать экономический союз, когда для всех игроков условия равны, либо (если Кремль считает это для себя невыгодным) стоит сказать «нет» союзу и вернуться к полноценным межгосударственным отношениям, причем не только в экономике, но и в политике.

— Не верю, что удастся довести это до конца. Но раз на белорусской стороне правда и логика, то проиграть переговоры будет сложно, — убежден эксперт.

Судиться с Россией — особый сюжет

Когда Беларусь подписывала договор о ЕАЭС, там не было единого энергетического рынка, поэтому ссылаться на какие-то бумаги невозможно, отмечает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

— Если бы был подписан договор, что с 2015 года начинает работать единый энергетический рынок и единые правила входа на рынок газа, нефти и нефтепродуктов, тогда это была бы ниша. Но поскольку единый рынок будет работать только в 2025 году, то претензии о работе в едином пространстве не обоснованы, — считает эксперт.

Без подписанных документов сложней добиваться равных условий, пусть ситуация и противоречит принципам свободной торговли.

— Де-юре, это ошибка белорусских властей, которые не подписали с Россией такой документ, согласно которому, если российская сторона вводит определенные ограничения, то необходимо запускать компенсационные механизмы, — говорит Ярослав Романчук.

Раз Минск не опирается на четкие договорные положения, а оперирует дружескими отношениями, его позиция в спорном вопросе слабая.

— А судиться с Россией – это особый сюжет, поскольку она всегда использует энергетические товары как часть геополитики. Ну и не существует такой судебной инстанции, которая могла бы приструнить Кремль, — отмечает экономист.

Рассчитывать на верховенство права и закона не приходится.

Тем не менее вести переговоры лишним не будет, отмечает эксперт, хотя бы для того, чтобы минимизировать издержки, связанные с нефтяным вопросом.

Не надо клянчить!

Сложившаяся ситуация вынуждает Беларусь сделать выводы и отказаться от практики «попрошайничества».

— Переговоры с Россией нужны, но не надо клянчить, чтобы Москва заплатила 1 миллиард долларов компенсации или пустила на российский рынок облигации. Так мы ведем себя не как полноценная независимая страна, а как человек, который кому-то что-то должен, — считает Ярослав Романчук.

Вместо этого Минск может в судебном порядке или через информационную кампанию довести, какие договоренности нарушает Россия и что от этого теряет Беларусь. Или по ее примеру посчитать, сколько услуг в рамках союза Беларусь предоставила, чтобы можно было сравнить с «дотациями», которые посчитало Министерство экономического развития России.

— Где наши расчеты, чтобы можно было сослаться на официальные источники? Нужно четко сказать: мы по таким и таким показателям оказали России услуги на такую-то сумму, за которые если бы не было союза, Россия вынуждена была заплатить, — предлагает Ярослав Романчук.

Так как нефтяные и газовые споры Минска и Москвы происходят регулярно, параллельно с решением текущих вопросов, пора развивать внутреннюю энергетику, создавать условия для развития энергетического рынка, демонополизировать рынок розницы, рассматривать возможности импорта нефтепродуктов из других источников, развивать малую энергетику, считает эксперт. Стоит хотя бы связываться с западными соседями, посмотреть на опыт той же Литвы, которая за короткий промежуток времени сумела добиться достаточно хорошего энергетического баланса при помощи современных инструментов и технологий.

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО

Вырастут штрафы за нарушения ПДД

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх