На фоне обострившихся отношений с Россией и попыток нормализовать взаимодействие с Западом в тени оказалось сотрудничество Беларуси с государствами остального мира. Между тем в уходящем году для его расширения были предприняты значительные усилия.
От политики — к экономике
Вроде бы еще совсем недавно в рамках многовекторности белорусской внешней политики чуть ли не главным направлением провозглашалось сближение со странами условного третьего мира во всех сферах.
Во всяком случае, Движение неприсоединения (ДН), которое как раз и объединяет подавляющее большинство таких субъектов мировой политики, в политическом плане явно перестало быть приоритетом для официального Минска.
Раньше, помнится, белорусские представители постоянно рассуждали о создании на базе ДН еще одного «центра силы», противостоящего западному миру. Но после ряда не слишком удачных поисков поддержки при голосовании в ООН основной упор, судя по всему, сделали на экономический компонент, причем на двусторонней основе.
Это и понятно: в складывающейся ситуации не до глобальных инициатив с весьма сомнительным исходом, тут бы хоть как-то компенсировать серьезные потери на «восточном фронте».
Подтверждением может служить тот факт, что 12 декабря на встрече с министром иностранных дел Владимиром Макеем глава белорусского государства Александр Лукашенко потребовал диверсификации экспорта и активного поиска новых рынков.
Китай: сальдо отрицательное
Безусловно важнейшим партнером из этой группы стран для Беларуси выступает Китай.
Если несколько лет назад в десятку наших крупнейших внешнеторговых контрагентов входили такие представители развивающихся стран, как Венесуэла и Иран, то сегодня в ней осталась только Поднебесная, которая стабильно занимает 5-6 места, обеспечивая порядка 4% белорусского товарооборота.
Но при этом КНР вносит второй после России вклад в общее отрицательное сальдо: 2012 год — 1,93 млрд. долларов со знаком минус; 2013 год — 2,37 млрд.; с января по октябрь 2014 года — 1,31 млрд.
Под выделяемые Пекином кредиты с участием китайских компаний в Беларуси осуществляется ряд проектов, в частности началось производстволегковых автомобилей Geely. Зарегистрировались первые резиденты Белорусско-китайского индустриального парка.
Вместе с тем модернизация с привлечением китайцев далеко не всегда дает ожидаемый эффект. Кроме того, сам Александр Лукашенко на специальном совещании напоминал, что деньги придется возвращать. Наконец, у экспертов есть серьезные сомнения, что тот же индустриальный парк несет одни лишь блага.
Африка, Латинская Америка: показатели не впечатляют
Поскольку пространство СНГ, Старый Свет и в определенной степени Азия с Ближним Востоком на данный момент уже освоены почти по максимуму, то можно предположить, что белорусский лидер имел в виду главным образом так называемую Черную Африку и Латинскую Америку.
В самом деле, на сегодняшний день масштабы торгово-экономического сотрудничества с ними являются, мягко говоря, не очень впечатляющими.
Скажем, в 2012 году суммарный товарооборот с африканскими государствами составил 203 млн. долларов (0,22% от общего объема) при положительном сальдо 8,5 млн. Годом позже эти показатели равнялись, соответственно, 205 (0,25%) и 26 млн., а за 10 месяцев текущего года — 130 (снова 0,22%) и 28 млн.
Хотя и до получения упомянутого задания белорусское внешнеполитическое ведомство отнюдь не игнорировало Черный континент. Тем более что такого рода наставления и прежде давались с завидной регулярностью.
Так, в уходящем году Владимир Макей посетил Нигерию и ЮАР, а его заместитель Валентин Рыбаков побывал в Кении и Эфиопии. При этом обе поездки имели отчетливый экономический уклон.
Да и сам Александр Лукашенко встречался в Минске с президентом Уганды и премьер-министром Мозамбика. Последнему было даже заявлено, что его страна может стать в Африке одной из наших опорных точек.
Латинская Америка тоже не была забыта нашими дипломатами: Владимир Макей наведался в Никарагуа, Эквадор и на Кубу, а другой его заместитель,Александр Гурьянов — в Аргентину, Чили, Уругвай и Перу.
В 2012 году объем торговли с этим регионом составлял чуть более 2 млрд. долларов (2,1%) при положительном сальдо в 360 млн., в 2013-м — 1,17 млрд. (1,45%) и 208 млн., а в январе-октябре нынешнего — 1,141 млрд. (около 2%) и 366 млн. соответственно.
Следует, впрочем, иметь в виду, что почти 70% оборота и практически все сальдо обеспечивается за счет торговли с Бразилией, причем львиная доля здесь приходится на калийные удобрения.
***
В целом без учета Китая на долю третьего мира приходится порядка 5% белорусского товарооборота.
Понятно, что искать рынки сбыта нужно везде, однако, как представляется, обстоятельства, препятствующие расширению экономического сотрудничества с этими удаленными регионами, имеют объективный характер. У большинства тамошних стран нет денег для больших закупок белорусской продукции, а у остальных имеются альтернативы.
Поэтому при всех усилиях в обозримом будущем существенно нарастить туда экспорт, скорее всего, не удастся.