В своих взаимоотношениях с Минском Москва руководствуется не абстрактными соображениями братской дружбы, а холодным политическим и коммерческим расчетом. Что видно, в частности, на примере эпопеи с «Искандерами».

Как полагает ряд аналитиков, эта информация станет очередным большим разочарованием для руководства Беларуси, которое давно, но безуспешно пытается добиться от России поставок этой продвинутой системы оружия.
Впервые о желании Минска получить от Москвы экспортную версию «Искандера» стало известно еще в 2003 году, но официально планы на этот счет впервые были артикулированы в 2007 году. Тогдашний начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил Беларуси полковник Михаил Пузиков сообщил о возможности переоснащения ракетами «Искандер-Э» одной ракетной бригады сухопутных войск.
Речь шла о 465-й ракетной бригаде, которая дислоцируется в районе населенного пункта Цель близ Осиповичей (Могилевская область). До сих пор она оснащена ракетными комплексами «Точка-У». Мероприятия по замене этих комплексов новыми ОТРК были включены в Государственную программу вооружения до 2015 года. Окончательно же перевооружение 465-й бригады комплексами «Искандер-Э» предполагалось завершить к 2020 году.
Поставки их, как следовало из заявления Пузикова, должны были осуществляться в рамках ОДКБ на льготных условиях по внутрироссийским ценам. По штату в ракетной бригаде, укомплектованной «Искандерами-Э», предполагалось иметь три ракетных дивизиона по три батареи, в каждой батарее — три мобильные пусковые установки. Таким образом, всего предполагалось закупить 27 пусковых установок.
Тогда же, в 2007 году, о возможности поставок «Искандеров» Беларуси сообщил и начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил России генерал-полковник Владимир Зарицкий. Он подчеркнул, что этот шаг может стать вариантом асимметричного ответа на будущее развертывание в Европе элементов американской ПРО.
О том, что Россия не видит препятствий для продажи Беларуси «Искандеров», несколько позже заявил и тогдашний начальник российского генштаба Юрий Балуевский. По его словам, это оружие не подпадает ни под какие международные ограничения и может поставляться любому заказчику. В то же время он не стал связывать продажу Минску комплексов «Искандер» с перспективой размещения в Восточной Европе передовых позиций ПРО США.
И тем не менее, поставки «Искандеров» в нашу страну до сих пор так и не состоялись. По мнению ряда аналитиков, основной причиной стал серьезный дефицит производственных мощностей на заводе в Воткинске, где производятся ракеты для этого ОТРК. Ведь помимо боеприпасов для «Искандера», Воткинский завод выпускает еще и ракеты для мобильных наземных стратегических комплексов «Тополь-М» и «Ярс», а также ракеты морского базирования «Булава».
Другие посчитали, что причиной срыва планов перевооружения 465-й ракетной бригады Вооруженных сил Беларуси могла стать цена, которую заломила Россия за свои ракеты. По оценкам специалистов ракетной промышленности, стоимость бригады «Искандеров» в составе 12 пусковых установок составляет от 200 до 300 млн долларов. Правда, вычитание из этой суммы стоимости шасси для ОТРК, производимых Минским заводом колесных тягачей, могло бы серьезно уменьшить общую цену закупки для Вооруженных сил Беларуси.
Есть и иные версии: согласно информации московской газеты «КоммерсантЪ», доступ белорусам к системам комплекса «Искандер» перекрыли спецслужбы России.
В случае же особой необходимости российские военные рассчитывают перебросить на территорию Беларуси свои «Искандеры-М» вместе с собственным персоналом. А если Минск заартачится, то надавить экономическим рычагом. Ведь потребность Беларуси в кредитах и дешевых энергоносителях становится все острее.
Тему принятия «Искандеров» на вооружение белорусской армии затрагивал и Александр Лукашенко. Причем из контекста его откровений, прозвучавших в апреле 2009 года, можно было понять, что у союзников имеются некие разногласия по этому поводу: «Мы никогда не просили у россиян «Искандеры». Мы их сами купим. Но скажу прямо, мы их сами сделаем, если надо, кроме ракет, а ракеты купим».
Не исключено, что к тому времени у главы государства уже созрел замысел создания белорусской тяжелой реактивной системы залпового огня, получившей название «Полонез». Вместе с тем, рискнем предположить, что Лукашенко и сейчас не отказался бы от бригады «Искандеров» на приемлемых условиях.
Об этом, в частности, говорит заявление, сделанное 26 июня белорусским послом в Москве Игорем Петришенко: Беларусь в перспективе может рассмотреть возможность приобретения у России комплексов «Искандер» и зенитных ракетных систем С-400.
Правда, теперь может возникнуть вопрос: зачем Беларуси «Искандер», когда у нее уже есть собственный (пусть и упрощенный) аналог в виде «Полонеза»? Тем более что само появление на свет белорусской ракетной системы, скорее всего, было вызвано явным нежеланием российской стороны поставлять своему ближайшему союзнику оружие такого типа.
Дело, очевидно, в высочайших тактико-технических характеристиках российского ракетного комплекса. По словам Валерия Кашина, генерального директора НПО «Высокоточные комплексы» — разработчика этого ОТРК, по уровню боевых характеристик у «Искандера-М» нет аналогов в мире. Более того многие эксперты считают, что сегодня «Искандер» превратился из военного средства в инструмент военной политики.
В аналитическом обзоре ЦРУ за 2012 год «О стратегических рисках и глобальной военно-политической обстановке в мире» содержится следующее весьма показательное определение: «Искандер» является оружием, способным повлиять на военно-политическую ситуацию в регионах мира, если расположенные в них государства не имеют протяженной территории.
Александр АЛЕСИН