Украинская компания «Антонов», известная своими транспортными самолетами, пока не может наладить производство машин без российских комплектующих. Обойти эту проблему она пытается через работу на территории Беларуси.
Война войной, а обед по расписанию
Украинское государственное предприятие «Антонов» и Минский завод гражданской авиации № 407 ведут закрытые переговоры о создании сервисного центра в Беларуси, сообщил украинский портал liga.
net.Сейчас идет речь о целом ряде операций, которые будут проводиться в Беларуси, в том числе о ремонте и сборке самолетов семейства Ан-148/158.
«Антонов» – одно из ведущих предприятий украинского военно-промышленного государственного концерна Укроборонпром и имеет более, чем 70-летнюю историю. Наиболее известны модели – легкий самолет Ан-2 («кукурузник»), пассажирский самолет Ан-24, крупный транспортный самолет Ан-124 «Руслан», самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрия».
Украина официально прекратила всякое сотрудничество с Москвой в военно-промышленной сфере из-за агрессии в Крыму и на Донбассе. Обе стороны прекратили поставки важных комплектующих – Россия, например, ищет замену двигателям для своих боевых кораблей, а украинским авиаинженерам трудно без некоторых российских комплектующих.
В России до сих пор используют в различных сферах сотни самолетов марки Ан, которые требуют регулярного профессионального обслуживания и ремонта. Это огромный рынок, который украинская компания не хочет до конца потерять.
Нейтралитет, который выгоден для всех
Еще в январе этого года президент «Антонова» Александр Кривоконь отметил, что фирма планирует развивать сеть сервисных центров, которые будут обслуживать самолеты Ан в «соседних с Украиной странах». Речь шла, например, о сервисных центрах в Беларуси и Казахстане, которые позволят обслуживать самолеты Ан, которые летают в России. Таких, по его подсчетам, не менее тысячи.
В следующем месяце дело дошло до подписания документов. 20 февраля между минским заводом №407 и «Антонов» был заключен протокол о намерениях по созданию такого центра в Беларуси. Планируется, что предприятие будет:
— поддерживать летный ресурс самолетов Ан и продлевать срок их службы;
— организовывать и проводить ремонт;
— получать и ремонтировать комплектующие;
— собирать на месте самолеты Ан-148, Ан-158, Ан-178.
Пресс-служба «Антонова» подтвердила liga.net. факт переговоров, однако отказалась комментировать подробности проекта.
Сейчас на заводе «Антонов» в Киеве стоят 10 недостроенных самолетов Ан-148/158, которые невозможно закончить, так как нет российских комплектующих, пишет портал. Быстро найти замену российским элементам трудно, кроме того новые иностранные детали, непредусмотренные при разработке украинских самолетов, будут требовать сложной и длительной процедуры сертификации.
Нейтральная белорусская площадка могла бы помочь украинской компании восстановить серийное производство.
Наш завод – что за он?
Минский завод гражданской авиации №407 был основан в 1953 году. Сейчас он находится на территории аэропорта Минск-1. Однако, как писала «Беларусь Сегодня», уже сейчас на территории Национального аэропорта «Минск» «полным ходом идет строительство новых корпусов завода».
Таким образом, иностранным авиакомпаниям, которые захотят ремонтировать самолеты в Беларуси, не нужно будет далеко отвозить свои самолеты от точки, куда они прилетят.
Белорусский завод в 2014 году получил доступ к российскому оборонному государственному заказу. «Планы предприятия весьма амбициозны: с вводом в эксплуатацию новых корпусов на заводе собираются освоить новые виды деятельности, обеспечить широкий спектр услуг для иностранных авиаперевозчиков и в перспективе завоевать новые рынки заказов на десятилетия вперед», – пишет «Беларусь Сегодня».
В 2015 году на заводе работало более 700 человек.
Диверсификация – гарант независимости
Проблемы украинской компании сейчас показывают Беларуси, чем опасен разрыв отношений с Россией, с которой белорусская экономика и промышленность связаны десятками и тысячами связей. В этом же и секрет вынужденной «пророссийскости» большой части белорусского населения.
В этом контексте задачей номер один для белорусских менеджеров, дипломатов и чиновников становится диверсификация экономики нашей страны, которая одна может действительно обеспечить надежный грунт для государственного и культурного суверенитета.
Александр Гелогаев,