Республика Молдова уже много лет "славится" своей политической нестабильностью. Бесконечные интриги внутри партий, между партийными лидерами, странные альянсы и частые митинги отнюдь не способствуют ни стабильной обстановке в стране, ни выработке какого-то единого политического курса. А уж в преддверии выборов президента Молдовы с последующим роспуском парламента ситуация и вовсе начинает накаляться.
Сейчас в Молдове идет борьба за каждого избирателя. Пока что соцопросы показывают преимущество действующего президента страны Игоря Додона, но судя по тому, как уменьшается его рейтинг доверия, ситуация может в любой момент поменяться.
При этом масло в огонь подливают комбатанты - участники войны на Днестре в 1992 году на стороне Молдовы. Несмотря на опасную эпидемиологическую ситуацию в стране, они с марта месяца устраивают митинги. Причем их требования от социальных очень быстро перешли к политическим. Эти лозунги были активно поддержаны представителями парламентской оппозиции, и уже 19 июля представители парламентской группы Pro Moldova, Партии "Действие и солидарность (PAS), Платформы DA, а также ряда унионистских партий приняли участие в митинге ветеранов. Думаю, всем очевидно, что комбатанты - это не самостоятельная политическая сила, это скорее марионетки, которыми руководят более влиятельные люди. Некоторые одиозные персонажи из движения ветеранов не раз были замечены в митингах и провокационных действиях, направленных против нынешнего правительства и президента, или же в поддержку оппозиционных лидеров.
В своих последних выступлениях ветераны затронули тему Приднестровья, в частности они требовали убрать приднестровские КПП с молдавских дорог, а потом и вовсе призывали идти штурмом на эти пункты и "рубить головы сепаратистам". Все это, безусловно, больше похоже на фарс, так как глядя на эту публику, начинаешь сомневаться, что они способны на нечто большее. Комбатанты реальной угрозы Приднестровью, скорее всего, не представляют, но в роли провокаторов их вполне могут использовать.
Так, в соцсетях стали появляться сведения о неких листовках, созданных комбатантами для распространения на территории Приднестровья (не для этого ли и КПП они так остервенело требуют снести?!).
Глядя на содержание листовок, задаешься вопросом: для чего ветеранам это объединение, если ещё вчера они предлагали расправиться над своими соседями по другую сторону Днестра?
И здесь всплывает ещё один любопытный факт, а точнее документ, который помогает прояснить картину происходящего . Это письмо бывшего соратника беглого молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, лидера партии Pro Moldova Андриана Канду региональному директору Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Арупу Банерджи.
Как следует из письма, господин Канду, прикрываясь благими целями, выпрашивает денег у Всемирного банка для "Национального совета ветеранов войны", в котором как раз и состоят те самые личности, что требовали "резать головы" приднестровцам. Сам лидер Pro Moldova на своей странице в Facebook признавался, что солидарен с действиями комбатантов, но в случае с письмом явно прослеживается не только моральная поддержка.
Кроме того, Андриан Канду заявлял, что его формирование будет поддерживать на президентских выборах лидера PAS Майю Санду. И вот теперь пазл складывается.
Госпоже Санду, как, впрочем, и другим лидерам оппозиции, совершенно нечего предложить Приднестровью. Игорь Додон здесь выступает в более выгодном свете. Во-первых, он также пророссийски настроен, как и жители левого берега Днестра. А, во-вторых, благодаря встречам и договоренностям с главой ПМР, президент Молдовы предстает перед молдавской публикой единственным политиком, который способен разрешить проблему двух республик.
Учитывая все это, получается, что уже сейчас Андриан Канду начал готовить почву для победы Санду в предвыборной гонке. В медийном пространстве он категорично заявляет, что "Додон уходит", приднестровцам недвусмысленно дают понять, что при уходе действующего президента Россия развернет военные действия в Приднестровье, и в довершении лидер Pro Moldova просит денег для комбатантов, явно готовясь использовать их в случае проигрыша Санду для нового переворота.