На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 889 подписчиков

Проклятие нефти и замшелого интеллекта

Редкая страна в мире справляется с богатством, которое дают природные ископаемые. Нефть, газ, золото, драгоценные металлы и камни манят власть и заманивают население в ловушку олигархата, авторитаризма и жуткого неравенства. Беларусь не стала исключением. Ее постсоветские институты, интеллектуальные элиты не позволили пойти по пути Норвегии или Голландии.

Нам была уготована участь России, Нигерии, Казахстана или Алжира. Белорусские власти попались на удочку дешевых энергоресурсов. И получили гиперзависимость от России. На далекие задворки ушла тема системных реформ. Правительству не до развития национального предпринимательства. Власти сквозь пальцы смотрят на привлечение инвестиций. Не получается экономия ресурсов в условиях затяжной рецессии.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Новая нефтяная и газовая реальность заставила белорусские власти очнуться и переосмыслить свое ресурсное проклятие. Процесс пока только начинается. Ему мешает проклятие интеллектуальное. Оно не пришло к нам из Москвы или Брюсселя. Оно наше, доморощенное, взращенное в недрах государственной образовательной системы. Об этом в свежих «Экономических диалогах» говорят постоянный автор «БелГазеты», руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК и руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО.

ЭЛИТА ОТ СОХИ

Ярослав Романчук: - Не нефтью единой живет страна. Этот девиз все чаще звучит в странах, живущих за счет экспорта энергоресурсов. Правительство Саудовской Аравии одобрило план экономических реформ, направленных на преодоление нефтяной зависимости королевства. Согласно ему, уровень добычи нефти будет заморожен на одном уровне до 2020г. США принимают меры по преодолению зависимости от импорта энергоресурсов. Америка уже опередила Россию по добыче газа. Скандинавские страны давно поняли преимущества возобновляемых источников энергии. Германия - впереди планеты всей по «умным» электросетям. То есть в мире наблюдается какое-то бурление: все хотят развивать новые источники энергии, диверсифицировать экономику, чтобы не попасть в ресурсное проклятие. А что опаснее - ресурсное проклятие или интеллектуальное и управленческое? Ведь если не подключишь мозги, не примешь меры, то ресурсное проклятие не преодолеешь?

Леонид Заико: - Интеллект нации - это главный, системообразующий элемент любого общества. Неслучайно американцы так здорово рецептируют молодые таланты со всего мира, приглашая к себе на учебу и работу. Самое мощное проклятие - это покорное и безропотное население, как овечье стадо.

Романчук: - Старая гвардия белорусских чиновников не сдается и очень жестко критикует любые попытки системных, структурных реформ. Именно она повернула Беларусь обратно, в path dependence - зависимость от выбранного пути, причем выбранного еще десятилетия назад. Однако есть и небольшая группа тех, кто интеллектуально понимает, что с этой колеи надо сворачивать.

Но управленчески они еще очень далеки от принятия таких решений, которые бы ставили во главу угла белорусской экономики не нефть и дешевый газ, а предпринимательскую инициативу, курс на диверсификацию торговли и превращение Беларуси в IT-страну.

Заико: - В Беларуси с 1994г. у власти находится элита районного масштаба, или провинциальная партхозноменклатура. Элиты такого уровня не могут обеспечить интеллектуальный прорыв. Они формалином законсервировали себя, а заодно и все вокруг. До тех пор, пока чиновники и министры не станут долларовыми миллионерами, пока не конвертируют свою политическую власть в экономическую, ничего они делать не будут. Они страдают болезнью красных глаз - нежелание что-либо делать, если кто-то рядом с ними начинает богатеть. Формально правительство - элита-лидер, но в реальности там нет интеллектуальных лидеров.

Романчук: - В России есть, как минимум, два лагеря. Один представляет экс-министр финансов Кудрин, который советует делать умную экономику, другой - помощник президента по экономике Глазьев и экономический омбудсмен Титов. Они критикуют Россию за коррупцию и бюрократию, но одновременно говорят о необходимости направления Центробанком эмиссионных денег на поддержку бизнеса. По сути, борются два интервенционизма, две формы бюрократии и олигархата. А ведь еще есть силовики, которые не видят себя и Россию вне государства-Левиафана. А это и есть та утрамбованная колея, из которой невозможно выйти. Ведь будучи во власти, ни Кудрин, ни Глазьев ничего не изменили. Если Беларусь на них смотрит как на источники знаний и инноваций в области законодательства и делового климата, то у нас будет хуже, чем в России, в 2-3 раза, принимая во внимание болезнь красных глаз наших чиновников, когда все преломляется через их жадность, бедность и неудовлетворенность.

Заико: - Мне как-то попалось исследование Совета по внешней и оборонной политике РФ, в котором было написано, что российская интеллигенция презирает госчиновников, номенклатуру, потому что она гораздо умнее тех, кто во власти.

СКАЧКИ НА ХВОСТЕ

Романчук: - В Беларуси уже третий год рецессии, экономика идет вразнос. И только отдельные профессора известных белорусских вузов, как заведенные, продолжают говорить, что у нас все хорошо, чуть ли не выпрыгивая при этом из университетских и академических штанов. Как нам изменить колею? Председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф сказал, что «глядя на состояние нашей [российской. -«БелГазета»] экономики, нет веры в нефть, в то, что цена опять подпрыгнет в два раза и нам в очередной раз повезет. Все пришли к выводу, что кризис, в котором мы находимся, не циклический, а структурный, и бороться с ним надо понятным набором мер». Он призвал не слушать «псевдоученых», которые призывают «залить весь этот пылающий костер деньгами».

Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина также считает, что без структурных реформ российская экономика не сможет выйти на уверенные темпы роста: «Если цена на нефть выше - мы можем расти чуть быстрее, но тем не менее при любой цене наша оценка такова: без структурных преобразований мы стабилизируемся на планке 1,5-2%». Она полагает, что «денежно-кредитная политика и фискальные меры при нынешнем состоянии рынка могут привести только к краткосрочным всплескам».

В Беларуси есть свои псевдоученые - многие из БГУ и БГЭУ, аграрное лобби, НАН РБ, представители промышленного сектора, которые видят проблему не в структуре экономики, не в том, что за 20 лет были сделаны гигантские и опасные инвестиционные и производственные ошибки, а в цикличности - мол, цикл такой, пройдет он - в экономике все наладится.

Вице-премьер Владимир Семашко считает, что вот решили проблему с россиянами - значит, ухватимся теперь за хвост роста их экономики и пойдем вперед.

Заико: - Когда в Беларусь поляки прилетят на летающих тарелках, мы будем тупо зырить в небо и вопрошать: а чаму мы гэтак адсталi? К этому дело и идет.

Романчук: - Мы знаем преференции белорусской номенклатуры. Знаем решительность Александра Лукашенко ничего не менять в существующей модели экономики, а сохранить этот «хрустальный сосуд». Знаем интеллектуальный уровень профессоров, шаманов-идеологов, которые обеспечивают эту модель. Может ли нынешняя белорусская власть создать умную экономику, предполагающую значительную степень децентрализации в принятии решений? Когда координация будет идти не из центра, потому как частный бизнес не входит ни в какие концерны и не подчиняется исполкомам, а действует в рамках собственных планов, нацеленных на глобальный, а не местечковый рынок - городской или районный, о котором сегодня так печется наша номенклатура.

Даже министр финансов России Антон Силуанов считает, что «в целом частные инвесторы эффективнее действуют, чем государственный менеджмент». Он считает, что если госменеджмент есть, «если мы рассматриваем вложения государства как актив, то этот актив должен приносить доход государству. Поэтому мы считаем, что, безусловно, для компаний с госучастием нам нужны такие же ключевые показатели деятельности, как и для министерств, ведомств и так далее». А гигантский белорусский госсектор со своими индикаторами погряз в болоте и даже не предлагает частному сектору работать на равных, конкурировать, чтобы потом посмотреть, кто работает лучше.

Заико: - Наиболее конкурентная и перспективная, конечно же, частная экономика. Корень всего - экономическая свобода, которая не убивает инициативу людей, а дает ей развернуться в полную силу.

Романчук: - Власти ведут разговоры не о реформах, а скорее об обновлении и совершенствовании, потому что все эти реформы сводятся к одному - замене пары запятых на точки в различных инструкциях, СанПиНах, кодексах и т.п.

Этими болотными мерами невозможно раскрепостить бизнес, зажечь у него огонь в глазах, эти меры не могут создать условия для мощного роста экономики.

Как выглядела бы повестка дня первого заседания гипотетического общественного совета у Лукашенко, если бы он действительно захотел выбраться из заданной колеи, избавиться от интеллектуального и управленческого проклятия, превратить газ и нефть из инструмента геополитики, имеющего сильное влияние в рамках Союзного государства и ЕАЭС, в просто рыночные товары?

Заико: - Она звучала бы так: «Стратегия Беларуси: экономика для всех», или, другими словами: «Стратегия развития Беларуси - это создание и рост экономической свободы».

ГУМУС МОЗГА

Романчук: - Современная модель развития общества и умная экономика подразумевают инвестиции в образование. В Беларуси 52 вуза, выпускающие более 80 тыс. специалистов.

Но вместо инноваторов и лидеров мнений, способных двигать страну вперед, вузы создают гумус для укрепления стенок белорусской утрамбованной колеи.

Заико: - Не надо рассчитывать на то, что университетское образование готовит элиту. Элиту надо готовить поштучно. Для 5-10% выпускников вузов нужно создавать экономические или социально-экономические институции, где они могли бы продолжить образование.

Именно тут надо сосредоточить все усилия. Академия управления при президенте с этой задачей не справляется - она стала слишком большой.

Романчук: - Сам Лукашенко ее раскритиковал. Академия должна была формировать управленческую элиту, которая понимала бы происходящие процессы, видела причинно-следственные связи и
могла быстро реагировать на изменения, а превратилась в вуз по штамповке дипломов о втором высшем образовании для чиновников разных уровней.

Заико: - В 1993г. я предлагал председателю Совмина Вячеславу Кебичу отобрать 30-40 молодых, перспективных людей, чтобы подготовить новую команду правительства. Это предложение актуально и для нынешнего руководства страны. Можно также создать постоянно действующую группу экономических советников, как в США.

Нужно мощное интеллектуальное лобби, чтобы экономическая политика была не мелкотравчатой, а стратегической.

Романчук: - Можно, но в эту нишу попытаются впрыгнуть те, кто 20 с лишним лет пудрят мозги президенту, те, кто из-за незнания иностранных языков, застревания в конспектах марксизма-ленинизма, самоизоляции от научного и интеллектуального мирового поля отстают, как минимум, на целое поколение.

ДОВЕДУТ ДО ЛАВОЧКИ

Романчук: - Почему провалилась попытка выйти из колеи старых институтов в начале 1990-х? Какова вероятность того, что сегодня нам удастся это сделать?

Заико: - Мы не вырвемся из этой колеи - интеллект так и не стал суперприоритетом. У президента и премьер-министра не налажен контакт с интеллектуальными лидерами, от которых зависит будущее страны. Нужны перемены, иначе Беларусь будет производить табуретки, на которых будут рассаживаться зрители массовых забегов где-нибудь в штате Флорида.

Романчук: - Это будут табуретки или лавочки для стареющего населения Беларуси, которое на больших экранах Sony и LG супервысокого разрешения будет смотреть очередное послание Александра ­Лукашенко населению и парламенту о том, какая замечательная
наша белорусская модель экономики.

Заико: - Если Беларусь продолжит идти по накатанной колее, если не будет никаких перемен, она окажется на «камчатке», то бишь в последних рядах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх