На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости Беларуси

6 891 подписчик

Без российской поддержки деградация Беларуси была бы более глубокой

Удалось ли президентам Беларуси и России - в годовщину 20-летия Союзного государства, к которой братские народы подошли в самой низкой точке своих взаимоотношений, - в действительности решить все спорные вопросы и как дальше Минск собирается строить взаимоотношения с «родным братом», по просьбе «БелГазеты» объясняет Дмитрий БОЛКУНЕЦ, экономист, директор Центра по работе с выпускниками НИУ Высшей школы экономики (Москва).

- Накануне встречи президентов информационный фон для переговоров был явно неблагоприятный - многомесячный конфликт в газовой сфере, сокращение поставок нефти, наезды Россельхознадзора, публичные требования президента Беларуси возбудить уголовное дело против его главы и т.д. - и вдруг устами президента России заявляется, что «на сегодняшний день спорных вопросов не осталось». Что произошло? Cтороны пришли к выводу, что длящийся уже почти год нефтегазовый конфликт - это было чистое недоразумение?

- В последние годы в Москве и Минске идет процесс переоценки статуса и важности участия Беларуси в интеграционных процессах. В российском истеблишменте звучит вопрос о целесообразности дальнейшей финансовой поддержки действующего белорусского руководства. Ведь взамен практически нет никакой отдачи.

С момента распада СССР наблюдается тенденция увеличения субсидирования белорусской экономики со стороны Москвы. По данным МВФ, общая поддержка белорусской экономики со стороны России за период 2005-15гг. составила $106 млрд. В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП. Предоставляемые средства расходуются неэффективно. За
последние 20 лет не произошло коренного перелома в структуре и направлениях сбыта белорусской продукции.

Наблюдается деиндустриализация страны, новые рабочие места практически не создаются. Зато как грибы появляются новые резиденции и особняки. За чей счет?

В таких условиях возрастают запросы со стороны правительства Лукашенко на новые ресурсы. Попытки получить их на Западе близки к нулю. Приходится заигрывать с Москвой.

В России уже привыкли к постоянным оскорблениям со стороны высшего руководства республики и никак на них не реагируют. А угрозы уголовного преследования главы Россельхознадзора закрывают двери для российского и европейского бизнеса.

Встреча в Санкт-Петербурге для Лукашенко оказалась совершенно пустой, хотя белорусская пропаганда сообщает о триумфе. Россия не только не списала долг за газ, но и потребовала его погасить.

- Насколько распространены в российском политбомонде и властных кругах такие характеристики Александра Лукашенко, как «попользовался нами - и готов повернуть на Запад», «завалил контрабандой наш рынок - вопреки продуктовому эмбарго», «не пускает наш бизнес к себе, но требует новых кредитов»?

- В правящих кругах России Александр Лукашенко давно потерял имидж интегратора и договороспособного партнера. Отношение к нему нейтрально-отрицательное. Особенно к нему упало доверие после ареста российского бизнесмена Баумгертнера и начала украинского кризиса, в котором он исподтишка поддержал Киев.

В то же время в разных кабинетах власти сохраняют свое влияние и силы, испытывающие симпатию к белорусскому руководителю. Традиционно это, как правило, коммунисты, но ныне их влияние и роль в России не так велики, как в 90-е гг.

- Белорусская сторона упорно настаивала на том, что в споре с «Газпромом» у нее нет долгов, ссылаясь на договоренности о равнодоходности операций по продаже газа для белорусских и российских субъектов хозяйствования. Однако в контракте на 2016г. была указана цена $132 за 1 тыс. куб. м. Она была определена до резкого падения цен на нефть, на которую продолжают ориентироваться цены на газ. Кто, с вашей точки зрения, прав в этом споре? Почему ни «Газпром», ни белорусские власти не обратились в суд, а все решилось на уровне президентов?

- В 2011г. было подписано соглашение между правительствами Беларуси и России о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Беларуси. В 2016г. белорусская сторона в одностороннем порядке, нарушив условия соглашения, изменила цену на потребляемый газ. В качестве аргумента сообщалось, что раз цены на нефть упали, то и на газ должны измениться.

Одна из целей «Газпрома» - максимизация прибыли. Как компания объяснит своим акционерам, что ради доброго друга готова списать $700 млн. долга? Это коррупция и уголовное дело.

Белорусская сторона не стала обращаться в арбитражный суд в Стокгольме, т.к. решение совершенно очевидно. Россия же не хочет выносить сор из избы и задействует иные механизмы решения вопроса.

- А что с созданием единого рынка газа в рамках ЕАЭС? Кто против? Когда, по-вашему, стоит ожидать выравнивания внутренних российских цен на газ с мировыми?

- Единый рынок газа стоит ожидать не раньше 2021г. Речь идет о возможности купли-продажи газа через биржевые торги в границах ЕАЭС. Такой рынок выгоден в первую очередь Беларуси и Армении, но невыгоден для российских потребителей.

- В 2016г., после того, как Беларусь отказалась платить за газ по $132, российские руководство ограничило поставки нефти в Беларусь. Теперь есть обещание поставлять по 24 млн.т до 2024г. При этом российская сторона не принимает во внимание интересы Беларуси при совершении налогового маневра в РФ и определении цены. Есть ли опасность, что 24 млн.т могут стать очередной ловушкой для Беларуси? То есть такого количества нефти не понадобится при изменении режима налогообложения и цены?

- Беларусь получит на переработку нефть из России беспошлинно. Если случится этот налоговый маневр, то Беларусь себе эти пошлины не будет оставлять и, следовательно, она лишится дотации. Такая мера будет очень существенной для белорусского бюджета. В товарной структуре нефтепродукты занимают около 40% объема всего экспорта.

- Если предположить, что временный компромисс в текущих белорусско-российских отношениях найден, какими вы видите перспективы пребывания Беларуси в ЕАЭС и будущее самого Союзного государства?

- Союзный проект доказал свою востребованность. Благодаря курсу на интеграцию с Российской Федерацией почти на два десятилетия правительству Беларуси удавалось поддерживать высокий жизненный уровень населения. Без российской поддержки республика столкнулась бы с тяжелейшим экономическим кризисом, а деградация Беларуси была более глубокой, чем в других постсоветских республиках.

Безусловно, главным достижением в рамках Союзного государства стало создание равных прав граждан двух стран на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, трудоустройство, оплату труда, предоставление медицинской помощи, в социальном обеспечении, на развитие сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма. В непростые для белорусской экономики времена от 500 до 800 тыс. белорусских граждан смогли найти себе работу в России.

Второе важное достижение - свобода передвижения товаров, предусматривающая доступ производителей на рынки друг друга. На деле же существует ряд изъятий и ограничений. Белорусская сторона считает первостепенным получение газа и нефти по внутрироссийским ценам. В то же время российские компании сталкиваются с ограничениями на рынке союзника, где существует негласное требование, по которому 85-90% товаров должны быть белорусскими.

Союзное государство не является субъектом международного права. Его бюджет тратится на содержание аппарата чиновников, поддержку малоэффективных проектов и непопулярных медиа. Необходимо провести ревизию всех сфер отношений между странами. Возможно, стоит провести референдум и спросить жителей Беларуси, с кем они хотят интегрироваться: РФ, ЕАЭС или ЕС? Только волеизъявление должно быть честным и прозрачным, а не как принято в стране.

Руководство Беларуси рассматривает Союзное государство как площадку для выбивания дешевых кредитов и ресурсов со стороны ­России. Беларусь практически ничего не вкладывает в развитие Евразийской интеграции, а руководство республики саботирует мероприятия на высшем уровне в рамках ЕАЭС.

При таком подходе участие республики в ЕАЭС будет являться совершенно бессмысленным. Удерживать страну в ЕАЭС никто не будет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх