Официальный Минск стремится развивать отношения с Евросоюзом в рамках Восточного партнерства, максимально вынося за скобки политические вопросы. Такой подход действительно может привести к определенному улучшению взаимодействия с ЕС в экономической сфере, однако в отсутствие внутренних экономических реформ прогресс вряд ли будет быстрым.
— Тот факт, что у нас небольшой экспорт в страны ЕС, больше связан с недостаточной конкурентоспособностью белорусских товаров, чем с политическими проблемами или торговыми ограничениями, — отметила эксперт Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова в интервью Thinktanks.by. —Да, есть ограничения по доступу сельхозпродукции на европейские рынки. Но нам ничто не мешает продавать туда МАЗа и БелАЗы, за исключением их низкой конкурентоспособности.
По словам эксперта, работать на европейских рынках гораздо сложнее, чем на привычном большинству отечественных предприятий рынке России.
— У ЕС очень высокие требования к качеству, особенно если мы хотим экспортировать сложную продукцию – машины, технику, — подчеркнула Катерина Борнукова.
И дело не только в качестве продукции: система управления на большинстве белорусских госпредприятий не рассчитана на работу на конкурентных рынках.
— Эти предприятия привыкли работать на рынках, где о поставках можно договориться на уровне президента или министра. На европейских рынках важна не поддержка на высоком уровне, а высокая квалификация специалистов маркетинга и продаж, — отметила Катерина Борнукова.
Эксперт предположила, что по мере потепления отношений между Беларусью и Евросоюзом, можно ожидать медленного роста экспорта в европейские страны.
— Вряд ли можно ожидать, что мы резко переключимся с российского на европейский рынок, как в свое время сделала Украина. У нее тогда не было выбора, так как Россия закрыла доступ многих товаров на свой рынок, а Евросоюз временно предоставил льготные условия, — рассказала эксперт.